«Чудо на Неве», произошедшее 60 лет назад, 21 августа 1963 года, увековечат в Петербурге с помощью мемориала в районе проспекта Обуховской обороны. Напомним, авиалайнер Ту-124, совершавший рейс по маршруту Таллин-Москва, из-за отказа обоих двигателей мог рухнуть на Исаакиевский собор, но удачно приводнился на Неву. В первое время власти пытались скрыть информацию о резонансном ЧП, тем более, с участием новейшего самолета, однако вскоре история о нашем «Чуде на Гудзоне» стала достоянием общественности.
На борту самолета находились 52 человека — семь членов экипажа и 45 пассажиров. Сразу оговоримся, что данные в открытых источниках разнятся, поэтому с точностью восстановить произошедшее довольно сложно. Судя по всему, проблемы начались сразу после взлета около 9 утра в Таллине — заклинило шасси. В эстонском аэропорту был туман, к тому же, баки были полностью заправлены, поэтому исправить дефект решили в Пулково. Естественно, что до Ленинграда лайнер топливо не выработал, и пришлось летать над городом — по некоторым данным, он сделал не менее восьми кругов. Однако на этом нештатные ситуации не заканчиваются — то ли ломаются датчики, то ли перестает поступать топливо. И — самое страшное — по очереди останавливаются двигатели: экипаж понимает, что до Пулково не дотянуть. К счастью, второй пилот ранее служил в военно-морской авиации и имел опыт приводнения. Командир принимает решение садиться на Неву и передает управление ему. В августе 2023 года на реках и каналах столпотворение, в 1963 году в городе было значительно спокойнее, тем не менее, пилоты чудом обошли проходящий рядом буксир. Он, кстати, потом помог доставить пассажиров на набережную — оттянул самолет к берегу в районе Финляндского железнодорожного моста. Рассказывает инициатор увековечения памяти экипажа того самого лайнера Ту-124, тележурналист Андрей Леонтьев:
Сравнительно недавно СМИ сообщили, что в числе пассажиров Ту-124 был митрополит Таллинский, будущий патриарх Алексий II. Пассажиров отправили в Москву, а экипажу предстояло дать объяснения. Тем временем, борт затонул, как рассказывают, вместе с багажом пассажиров. Затем самолет подняли, откачали воду и отбуксировали в район «Ленэкспо», где базировалась воинская часть — предстояло серьезное расследование. Продолжает президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко:
В отчете комиссии Главного управления воздушного флота при Совете министров СССР по итогам расследования заявили, что авария произошла по конструктивно-производственным причинам. Экипаж признали невиновным и представили к награде, однако так и не вручили. Зато второй пилот, как рассказывает, без очереди получил квартиру в Москве.