ЦБ 21.09
$92.58
103.38
ММВБ 21.09
$
<
BRENT 21.09
$74.72
6918
RTS 21.09
946.70
Telega_Mob

«Чудо на Неве»: 60 лет назад в Ленинграде аварийно приводнился Ту-124

«Чудо на Неве», которое произошло задолго до «Чуда на Гудзоне», увековечат в Петербурге в районе проспекта Обуховской обороны. Сегодня, 21 августа, легендарному подвигу советских летчиков, которые сумели избежать гибели людей и разрушения на земле, исполняется ровно 60 лет.
Эксклюзив

Фото: Приводнение Ту-124 на Неву / wikipedia.org - Источник

«Чудо на Неве», произошедшее 60 лет назад, 21 августа 1963 года, увековечат в Петербурге с помощью мемориала в районе проспекта Обуховской обороны. Напомним, авиалайнер Ту-124, совершавший рейс по маршруту Таллин-Москва, из-за отказа обоих двигателей мог рухнуть на Исаакиевский собор, но удачно приводнился на Неву. В первое время власти пытались скрыть информацию о резонансном ЧП, тем более, с участием новейшего самолета, однако вскоре история о нашем «Чуде на Гудзоне» стала достоянием общественности.

На борту самолета находились 52 человека — семь членов экипажа и 45 пассажиров. Сразу оговоримся, что данные в открытых источниках разнятся, поэтому с точностью восстановить произошедшее довольно сложно. Судя по всему, проблемы начались сразу после взлета около 9 утра в Таллине — заклинило шасси. В эстонском аэропорту был туман, к тому же, баки были полностью заправлены, поэтому исправить дефект решили в Пулково. Естественно, что до Ленинграда лайнер топливо не выработал, и пришлось летать над городом — по некоторым данным, он сделал не менее восьми кругов. Однако на этом нештатные ситуации не заканчиваются — то ли ломаются датчики, то ли перестает поступать топливо. И — самое страшное — по очереди останавливаются двигатели: экипаж понимает, что до Пулково не дотянуть. К счастью, второй пилот ранее служил в военно-морской авиации и имел опыт приводнения. Командир принимает решение садиться на Неву и передает управление ему. В августе 2023 года на реках и каналах столпотворение, в 1963 году в городе было значительно спокойнее, тем не менее, пилоты чудом обошли проходящий рядом буксир. Он, кстати, потом помог доставить пассажиров на набережную — оттянул самолет к берегу в районе Финляндского железнодорожного моста. Рассказывает инициатор увековечения памяти экипажа того самого лайнера Ту-124, тележурналист Андрей Леонтьев:

Тележурналист Андрей Леонтьев Известно, что они искали уже какое-то место, куда можно упасть, чтобы минимизировать разрушение на земле и гибель людей на земле, в городе. Ну, они увидели этот кусок Невы. И Василий Чеченев, второй пилот, предложил Виктору Мостовому, командиру воздушного судна, садиться туда, на Неву, поскольку была небольшая надежда на то, что все получится. Василий Чеченев имел опыт посадки на воду, поскольку курсантом он летал на гидросамолетах. Он был военным летчиком, летал на гидросамолетах и понимал, что такое вода как структура, как субстанция, и чем она отличается от бетона или от грунта. Всего лишь 1200 метров между двумя мостами. Чудом, чудом просто они сумели попасть в это «окошко» — ширина реки в этом месте, максимально, 300 метров. Если вы выйдете на мост Александра Невского, вы увидите еще и трубы ТЭЦ, которые тогда уже были. То есть им пришлось еще трубы как-то обойти. Поэтому все было вопреки, но вот подвиг экипажа, безусловно, профессионализм, настоящее чудо, какая-то Божья помощь — все это привело к тому, что все остались живы и даже не пострадали.

Сравнительно недавно СМИ сообщили, что в числе пассажиров Ту-124 был митрополит Таллинский, будущий патриарх Алексий II. Пассажиров отправили в Москву, а экипажу предстояло дать объяснения. Тем временем, борт затонул, как рассказывают, вместе с багажом пассажиров. Затем самолет подняли, откачали воду и отбуксировали в район «Ленэкспо», где базировалась воинская часть — предстояло серьезное расследование. Продолжает президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко:

Президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко Вообще это сложно, но летчики, в том числе в гражданской авиации проходят подготовку по нештатным ситуациям. То есть это садиться на необорудованную местность, когда они без шасси, на кукурузное поле, это я вспоминаю относительно недавние вещи, и также приводнение. Они имели определенные навыки, приняли правильное решение и его исполнили. Сложность бОльшая, скажем так, — мосты, хотя в том месте довольно далеко. Движения действительно не было, но на месте пилота здесь уже не приходится оглядываться на моторные лодки — просто садиться. То, что буксир помог, это уже такая счастливая случайность. Расследование — это обязательная процедура, поскольку это ЧП, слава Богу, обошлось без жертв, ну за исключением машины. В этом случае в обязательном порядке проходит расследование — у нас сразу возбуждают уголовное дело, хотя там обычно доследственная проверка и прочее. Это есть сейчас, это и было тогда.

В отчете комиссии Главного управления воздушного флота при Совете министров СССР по итогам расследования заявили, что авария произошла по конструктивно-производственным причинам. Экипаж признали невиновным и представили к награде, однако так и не вручили. Зато второй пилот, как рассказывает, без очереди получил квартиру в Москве.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Для установки автоматической трансмиссии были модернизированы топливная и тормозная системы автомобиля, а также появилась новая опора силового агрегата.
Депутаты нижней палаты российского парламента приняли соответствующий законопроект в первом чтении.
Business FM Петербург попросил экспертов Северной столицы прокомментировать события.
Обвиняемый по делу о присвоении или растрате ранее занимал пост гендиректора компаний «ЛенСпецСтрой», «ЛенОблСтрой» и «ЛенОблСпецСтрой».

Комментарии

    329
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.