В Смольном заявили о планах построить как минимум 20 новых предприятий и организовать 50 000 новых рабочих мест. Как отметил губернатор Александр Беглов, Петербург был и будет промышленной столицей России. Реализовывать проекты придётся в условиях беспрецедентного дефицита кадров, который, однако, стимулирует расширение границ найма: работодатели всё чаще приглашают студентов и недавних выпускников на стажировки. Согласно исследованию «Авито Работы», весной 2024 года число стажировок в городе увеличилось на 72% по сравнению с предыдущим годом. Также растёт число вакансий для учащихся и специалистов без опыта. О том, какие подходы помогают работодателям эффективнее взаимодействовать с молодыми кадрами — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором по развитию «Авито Работы» Романом Губановым в рамках дискуссии «Цифра» в поисках человека: как технологии изменят рынок труда».
Максим Морозов: Какие новые методы работы с молодёжью позволяют подготовить так называемого «специалиста будущего»? Здесь, наверное, два направления работы: привлечение молодых специалистов и их удержание.
Роман Губанов: Молодёжь — это то поколение, которое все свои жизненные потребности во многом реализует в интернете либо с помощью интернет-сервисов. Если мы говорим о работе, то по нашему опросу, около 92% соискателей в целом находили её в интернете. Соответственно, это касается и молодых людей. Безусловно, вы должны быть представлены в интернете.
Работодателю нужно разговаривать с аудиторией соискателей на релевантном ей языке, уделять внимание оформлению вакансии, рассказу о предприятии.
Нужно рассказывать о том, что предстоит делать, с какими обязанностями столкнётся молодой специалист, чего вы от него ожидаете.
Максим Морозов: Приведите, пожалуйста, несколько примеров, какие способы наиболее эффективны в работе с молодёжью в части её привлечения?
Роман Губанов: Я сделал акцент на стандартных способах привлечения: это использование интернет-источников и охватных источников или инструментов информирования, или рекламы.
Помимо стандартных способов поиска кадров, есть специализированная или точечная активность — так называемые «спецпроекты», в частности различные игровые механики. Например, мы, в «Авито Работе», для привлечения молодой аудитории на нашу платформу делали интеграции в игру Minecraft. Просили молодых специалистов и студентов, любителей игры, выполнить определённое задание и тем самым дать нам возможность предположить, что навыки подтверждены и таким образом пройти определённое тестирование и получить искомое предложение о работе.
То есть могут быть интеграции в игры, которые сейчас очень популярны. Безусловно, важно взаимодействие с колледжами и вузами, где сосредоточены молодые специалисты. На государственном уровне есть программа «Профессионалитет». Безусловно, нужно использовать интернет-площадки, джобборды и все информационные инструменты, которые позволяют вовлечь аудиторию и рассказать ей о том, что у вас есть предложение о работе.
Максим Морозов: Вы, как участник рынка, какой видите свою роль в решении кадровых вопросов, которые сейчас возникают у предпринимателей?
Роман Губанов: Нам хочется по-прежнему быть связующим звеном для каждого из участников рынка. Мы уделяем большое внимание и популяризации промышленных профессий. Почему я делаю акцент на промышленных профессиях? Потому что сейчас это наиболее дефицитная область. Как мы популяризируем? Используя наши информационные возможности, рассказывая людям о том, что это за профессии, снимая целые фильмы и ролики.
У нас есть серия короткометражных фильмов, рассказывающая о профессиях людей, которые выбрали работу сварщика, бариста, курьера. Короткометражки повествуют о том, почему люди пришли в данную профессию, что эта работа для них значит, что это за сообщество.
Например, я никогда не знал, что курьеры — это целая субкультура. Ролик, кстати, снимали как раз в Санкт-Петербурге. Очень рекомендую набрать в поиске и посмотреть эти ролики. Они очень вдохновляют. Рассказано от лица людей, которым нравится дело, которым они занимаются.
Мы очень активно взаимодействуем с системой образования и в целом с государством в части системы образования, федерального и региональных министерств труда. Реализуем различные программы, которые направлены на повышение знания соискательской аудитории и студентов, в том числе о возможностях современного рынка занятости, об инструментах, с помощью которых можно эффективно искать работу, о том, как составить резюме, как себя позиционировать на рынке в ходе процесса отбора. Безусловно, делаем и в обратную сторону, помогаем и работодателям, и государству найти и понять друг друга.
Максим Морозов: Выполняете функцию медиатора.
Роман Губанов: Да. Мы очень активно этим занимаемся. В Санкт-Петербурге мы дружим с комитетом по труду и занятости населения, и с комитетом по промышленной политике. В этом заключается наша роль: с одной стороны, помочь соискателям иметь многообразие выбора любой работы, которая им интересна, что они могли найти работу мечты, с другой стороны, помочь работодателям удовлетворить потребности в найме. Также помогаем системе в целом, чтобы она была сбалансирована, и мы понимали, что происходит на рынке, ведь у нас есть большие аналитические данные. Мы делимся ими с работодателями и с государством. Big data у нас действительно «big», потому что «Авито» пользуются 60 миллионов человек каждый месяц.