В 2023 году в Северной столице открылось 25 новых общественных пространств, город перешагнул отметку в 100 локаций. Также, по данным проекта «Retrogradu.net — Архитектура Петербурга», в планах до конца 2024 года открытие еще 82 площадок. Большая их часть располагается в Центральном и Петроградском районах, третье место делят Адмиралтейский и Василеостровский. По итогам 2023 года Петербург был признан одним из лидеров в выполнении федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Подробнее об особенностях развития общественно-деловых пространств, а также о наиболее востребованных форматах — в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с генеральным директором холдинга «Бронка Групп» Никитой Муровым.
Максим Морозов: Чем можно объяснить увеличение числа общественно-деловых пространств и рост их популярности?
Никита Муров: Сегодня в Петербурге действительно активно развиваются различные пространства, можно отметить и двор Гостинки, «Севкабель Порт», «Брусницын», «Вокзал 1853», где, кстати, есть наша точка общественного питания, «Третье место», «Сено» и другие пространства. Причина их популярности вполне объяснима: они повышают качество жизни людей. Активные горожане, молодые предприниматели, креативный класс нуждаются в пространствах, где смогут сначала хорошо поработать, а потом — хорошо отдохнуть. Меняется сама парадигма: если раньше было принято работать и отдыхать в разных местах, то сейчас есть явный тренд на объединение форматов.
Максим Морозов: Что необходимо предусмотреть при реализации такого рода проектов с точки зрения инвестора?
Никита Муров: Выделил бы три ключевых элемента. Первый — создание полноценной экосистемы резидентов. Необходимо, чтобы арендаторы были не «набраны по объявлению», а разделяли с инвестором принципы развития пространства и окружающей территории. Вторая часть бизнес-модели — это аудитория. Её основа — лояльные арендаторам клиенты, часто лидеры мнения в своих сферах, через которых по принципу сарафанного радио начинает расходиться информация о новой площадке. Третья часть связана с приходом на площадку крупного бизнеса.
Брендам, ориентированным на B2C аудиторию, — банкам, сотовым операторам, розничным сетям — очень важно развивать неформальную коммуникацию с клиентами. Показывать, что бренд разделяет их взгляды и ценности, а не зацикливается, например, на предоставлении качественного сотового покрытия. Они начинают проводить в общественных пространствах различные мероприятия: выставки, концерты, конференции. Всё это — дополнительный доход для инвестора.
Максим Морозов: Какие форматы общественно-деловых пространств, на ваш взгляд, наиболее востребованы в центре Петербурга, в котором и так, в сравнении со спальными районами, много объектов?
Никита Муров: Центр города неоднороден: то, что может подойти для Васильевского острова, необязательно подойдёт для Невского проспекта, и наоборот. Нужно смотреть на конкретную локацию. Современное общественно-деловое пространство должно сочетать в себе и деловую, и развлекательную функции. Например, смарт-офисы, коворкинги, переговорные — с одной стороны, и фитнес-клубы, салоны красоты, химчистки, кафе и рестораны — с другой. Кто успешнее других сможет сочетать в себе этот формат, тот и будет наиболее востребован.
Максим Морозов: За счёт чего, кроме локации, будет развиваться конкуренция между объектами?
Никита Муров: Всё-таки пару слов о локации тоже необходимо сказать.
Одно дело развивать общественное пространство в спальном районе города, совсем другое — когда закат после рабочего дня ты можешь встретить, прогуливаясь по шикарному променаду Синопской набережной с видом на Большеохтинский мост, который, я надеюсь, можно будет лицезреть в нашем пространстве следующей весной или следующим летом.
Локация — это не только красивый вид, но ещё и специфика района, которую нужно правильно использовать. Например, на Петроградке со всей её премиальной аудиторией долгое время не было ни одного крупного гастрономического пространства. Второй момент, определяющий конкуренцию, как я уже говорил, — кто успешнее других сможет сочетать в себе как деловую, так и развлекательную функции своих проектов, тот и будет в конкурентном выигрыше.
Максим Морозов: Если говорить о вашем проекте, как вы планируете его позиционировать?
Никита Муров: Комплексный редевелопмент в историческом центре — это сложная и довольно кропотливая работа. С одной стороны, она требует бережного отношения к окружающей застройке, с другой — позволяет осваивать совершенно уникальные локации. Пример — принадлежащая холдингу «Бронка Групп» бывшая промышленная площадка, расположенная на Синопской набережной, рядом с Большеохтинским мостом — одним из самых красивых мест в городе. После переноса производства в современный научно-производственный кластер в Кировском районе города, мы планируем создать общественно-деловой квартал на месте нескольких старых корпусов и назвать его «Мануфактуры 10|12». На наш взгляд, он гармонично объединит в себе историческое наследие и современные тенденции в градостроительстве. Под эти цели мы искали партнёров с доказанным опытом по созданию общественных пространств, подбору резидентов, общему управлению проектом. Коллеги из девелоперской компании «Might of Light» участвовали в создании Севкабель Порта — знаковой для Петербурга локации. Они полностью соответствуют нашему видению ответственного партнёра по развитию проекта такого масштаба. В течение 2025 года, весной-летом, будут организованы более 15 000 квадратных метров офисов и других пространств в стиле лофт, а также рабочие места в формате коворкинг, зоны кафе и ресторанов.
Мы прекрасно осознаём свою ответственность за сохранение исторической идентичности квартала. Это тоже очень важно отметить: для нас это не просто формальность, а вклад в устойчивое развитие города.
Именно поэтому при редевелопменте мы сохраним краснокирпичный облик промышленных зданий с их выразительной архитектурой, но наполнив изнутри современными инженерными решениями.