ЦБ 10.10
$96.95
106.42
ММВБ 10.10
$
<
BRENT 10.10
$77.75
7538
RTS 10.10
897.86
Telega_Mob

Ирина Иванова: экономическое планирование невозможно без кадровой политики

Как отметила депутат Заксобрания, в условиях острого дефицита кадров необходимо обеспечить работникам соцгарантии, роботизировать процессы, определиться с мигрантами и вовлекать в экономику инвалидов. Также эксперт призвала докапитализировать городской фонд развития промышленности на 10 миллиардов рублей и перечислила основные транспортные проблемы Петербурга в сравнении с Москвой.
Эксклюзив

Фото: Business FM Петербург

В преддверии зимы в Петербурге обострился дефицит кадров в сфере ЖКХ. Вакансий за год стало больше на 14%, резюме — меньше на 10%, сообщили аналитики портала SuperJob. Тем временем с начала года в городе аннулировали более 7 000 патентов для трудовых мигрантов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на региональный «главк» МВД. Всего за восемь месяцев было оформлено примерно 135 000 разрешительных документов. Также стало известно, что в Смольном решили повысить стоимость использования городских автостоянок и перехватывающих парковок. По данным «Коммерсанта», цена за час стоянки в большинстве локаций увеличится вдвое, цена перехватывающих парковок — в четыре раза. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с председателем комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Ириной Ивановой.

Максим Морозов: Тема, которая в топе на протяжении нескольких месяцев, — это кадровый дефицит, кадровый голод. Дополнительный фактор — осень, зима, обостряется нехватка сотрудников в сфере ЖКХ. Что вам известно, насколько эффективно город готовится к зиме, стоит ли ждать очередного коллапса в связи с нехваткой специалистов ручного труда и механизаторов?

Ирина Иванова: Зима у нас всегда приходит неожиданно. Вдруг пошёл снег! Недавно было заседание, на котором мы говорили о социально-экономическом развитии города до 2042 года.

Дефицит кадров в Санкт-Петербурге — около 150 000 человек. При этом 25 000 требуется на заводы. Это примерно 1/6. Остальное — торговля, также жуткий дефицит в общепите и туризме. Конечно, есть нехватка кадров в ЖКХ.

Но при этом представители ЖКХ говорят о том, что кадров требуется не так уж много. Например, сообщается, что в Выборгском районе дефицит в ЖКХ составляет примерно 10%, то есть он не очень большой.

Максим Морозов: Не хватает одного сотрудника из десяти.

Ирина Иванова: Да. Отмечу, что заработная плата растёт. Единственное, чего не хватает — социалки, как было в Советском Союзе.

Максим Морозов: Не хватает ведомственного жилья.

Ирина Иванова: Скорее всего, нехватка.

Максим Морозов: Диагноз мы поставили, проблему обозначили. Какие есть варианты решения? Какие шаги на уровне субъекта федерации может предпринять исполнительная власть?

Ирина Иванова: Должна быть политически грамотная позиция, которая идёт сверху, в том числе. Федеральный центр всё время спускает федеральные законы, которые мы должны исполнять. В таком случае политика государства в кадровых вопросах тоже должна быть оттуда.

Сегодня вразнос идёт абсолютно непонятная история с мигрантами. То ли мы за, то ли мы против. Скажите, мы за или против?

Максим Морозов: Две руки государства. С одной стороны, мы видим миграционные рейды ГУ МВД, главного управления миграции. И это понятно, потому что у МВД нет цели развивать экономику, они отвечают за безопасность. А экономические власти говорят, что если вы сейчас всех депортируете, то работать будет некому. Мигранты на производстве не то, что не дают работать россиянам, нет, если их не будет, то на эти позиции не придёт вообще никто.

Ирина Иванова: Если мы говорим о производстве, то миграционная политика может быть. Но, с другой стороны, нужен технологический прорыв. Здесь мигранты не очень нужны.

Необходимо заменять ручной труд на робототехнику. Необходим прорыв. Требуются субсидии либо возмещение затрат. Для этого нужен фонд поддержки и капитализации промышленности.

Максим Морозов: Он есть. И федеральный, и региональный.

Ирина Иванова: Правильно, его надо пополнять, иначе ничего не получится.

Максим Морозов: К чести сказать, пополняется.

Ирина Иванова: Пополняется.

Я считаю, что в этом году фонд должен быть дополнен не менее чем на 8-10 миллиардов рублей. Если вы не можете взять кредит на модернизацию, значит, вам должно помочь государство. Не секрет, что многие заводы работают в три смены.

Здесь вопрос не в миграционной политике. Должно быть бесплатное образование. У нас 19 500 детей-инвалидов, которые могут обучиться в коррекционной школе, а дальше? А дальше — тишина. В образовании практически нет специальных учреждений для того, чтобы готовить инвалидов.

Максим Морозов: Их нужно вовлекать в экономику.

Ирина Иванова: Конечно, это не только социализация, но и вовлечение в экономику.

Максим Морозов: Давайте вернёмся к мигрантам, к рейдам, которые МВД проводило летом на знаменитых овощебазах. Плюс проверка патентов. Было аннулировано 7000 патентов трудовых мигрантов. Скажите, пожалуйста, в какой мере мы сейчас зависим от трудовых мигрантов? Из каких стран приезжают работники? Как в динамике меняется зависимость?

Ирина Иванова: Узбеки и таджики — понятно, но их не так много. Сейчас делают ставку и на киргизов. Сколько необходимо мигрантов в год для Санкт-Петербурга? Это не мои цифры, это цифры комитета по экономической политике и стратегическому планированию. От 7 000 до 10 000. Это миграционный поток из стран, из которых мы и раньше черпали, он есть, и больше не становится. В дальнейшем, конечно, будут Индия, Пакистан, Бангладеш. Но работники приезжают оттуда и сейчас, хотя это очень трудное занятие для работодателя.

Максим Морозов: Сами подходы: патентная система, оргнабор либо ценностная миграция, о чём говорил президент: есть недружественные страны, в которых есть работники, готовые приехать в Россию и работать. Мы же работаем не только по патентной системе. Есть оргнабор, прикрепление приехавшего мигранта, есть квоты. На что стоит делать акцент?

Ирина Иванова: Мне кажется, что квота — серьёзнее. Я говорю об элементах планирования, люблю говорить об этом. Не о «Госплане №2», но хотя бы об элементах планирования.

Без кадровой политики невозможно планировать экономику! Мы уже в демографической яме, и я не знаю, когда мы из неё выйдем. Наверное, к 2030 году.

Максим Морозов: Демографы говорят про 2034-2036 годы.

Ирина Иванова: Скорее всего, к 30-м годам мы выйдем из демографической ямы. Важна система планирования. Плюс социализация мигрантов, которые приезжают. Они живут плохо, иногда в нечеловеческих условиях, потому что они экономят для своих семей. Но когда работник будет закреплён за конкретным предприятием, то предприятие будет о нём заботиться и должно будет отчитываться.

Максим Морозов: Третья тема — парковки. В Смольном анонсировали предстоящее повышение тарифов на городские автостоянки и перехватывающие стоянки. Есть автомобилисты, есть пешеходы, есть интересы города: как их увязать, чтобы всем было комфортно, было максимально компромиссно?

Ирина Иванова:

Когда-то нам говорили, что платные парковки нужны не для того, чтобы зарабатывать денежные средства, а для того, чтобы распределить движение в центре города. Теперь происходит выход за пределы центра, потому что понравилось зарабатывать.

Максим Морозов: Плюс штрафы.

Ирина Иванова: Да. Это ведёт к тому, что негде будет оставлять машины. Как сегодня строят жилые комплексы, вы видите. Там вообще автомобиль не поставить, особенно на Парнасе. Это жуть!

С одной стороны, мы запрещаем кататься на самокатах, что правильно.

Извините, если я не могу пользоваться метро, у меня нет станции рядом, если я не могу пользоваться автобусом, потому что он приходит чёрт знает когда, то это ведёт к тому, что я пользуюсь машиной. Меня долго к этому приучали. У нас же был своего рода Детройт.

Максим Морозов: Понятно, что необходимо максимально учесть интересы всех. В Смольном говорят, что приоритетность такая: пешеходы на первом месте, затем общественный транспорт, затем личный транспорт.

Ирина Иванова:

Мы всё время берём опыт Москвы! Когда нам надо сделать что-то платное, то мы ориентируемся на опыт Москвы. При этом, когда в Москве открывается по 30 станций метро в день, мы на это не обращаем никакого внимания!

Для нас не всегда приемлем опыт Москвы. Как мне кажется, там нет понятия «автомобилист». Они хоть и ездят на своём транспорте, но всё не для них. В столице очень хорошо работает общественный транспорт. Кстати, у них маленький общественный транспорт. Не автобусы повышенной вместимости, как у нас, а маневренные автобусы, особенно в центре города. И по центру Москвы очень удобно ездить на такси: есть выделенные полосы, и, кстати, такси не такое дорогое, как иногда бывает в Петербурге. Поэтому если и брать опыт Москвы, то давайте брать весь!

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.