Им, впрочем, будет запрещено следовать по маршрутам транспортных средств, которые перевозят опасные грузы. А прямо сейчас власти решают, кто будет нести ответственность, если они вдруг попадут в аварию и причинят ущерб, в том числе здоровью граждан.
Предложение, как пишет «Парламентская газета», есть у Минтранса. В ведомстве, согласно разработанному законопроекту, считают, что наказание должны понести производитель беспилотника и управляющий им удаленно диспетчер. На последнего, к слову, предлагается возложить ведение журнала маршрутов, а также контроль состояния машины. Однако пока у профильной рабочей группы при правительстве к документу есть ряд вопросов. Комментирует автоюрист Дмитрий Славнов:
Автоюрист Дмитрий Славнов Здесь есть небольшая правка. Да, я считаю, что техника у нас давно готова, и можно выпускать ее работать. Аварии должны случаться в десятки, сотни раз реже, потому что человеческого фактора здесь нет. Если что-то в роботе не так, а беспилотник — это робот, то вину должен нести только собственник. Даже не диспетчер, который передает информацию, а непосредственно собственник. У него обязанность следить за всеми лидарами, за датчиками и так далее. И если где-то происходит авария, то это не вина завода-изготовителя, а, скорее всего, собственника. Не досмотрел, не увидел, не прочистил лидары и так далее. Там алгоритм-то на самом деле несложный. С помощью сенсоров, датчиков и тех же лидаров система воспринимает транспортные средства, которые находятся перед ней, пешеходов, дорожное полотно, разметку и так далее.
Напомним, что тестирование на дорогах так называемых высокоавтоматизированных транспортных средств стартовало еще в 2018 году. Беспилотники сначала ездили только в Москве и Татарстане, затем — в Петербурге, Ленобласти и еще нескольких регионах. В итоге специалисты Минтранса пришли к выводу, что использование беспилотников для перевозок грузов на 90% снижает аварийность и на треть уменьшает затраты на логистику. Также большой интерес к автономному транспорту проявляют агрегаторы такси. Это логично, учитывая острый дефицит водителей в отрасли. Несколько лет назад «Яндекс», например, при первой возможности обещал вывести на трассы тысячу специализированных автомобилей. Мнение председателя некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрия Вейкова:
Председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков Любое изменение на рынке идет по следующим шагам. Первое, у нас есть какие-то технологии, которые создают условия для возникновения инноваций на рынке. Потом идет их апробация. Далее необходимо какое-то законодательное регулирование. Естественно, необходимо достаточно большое количество действий, в части касающейся не только технологий, но и инфраструктуры. И вообще, готова ли наша инфраструктура к введению беспилотников? Готов ли человек сесть в беспилотные такси? Я думаю, что достаточно много времени пройдет, когда будут внедрены реальные модели беспилотного транспорта, которые реально смогут работать и перевозить пассажиров.
Еще один вопрос, который интересует власти — безопасность системы. Минтранс ранее уже заказал научное исследование о возможных угрозах, связанных с внешним вмешательством в программное обеспечение беспилотников. Пока же предполагается, что каждый автомобиль будет оснащен системой управления со встроенными средствами криптографической защиты информации, бортовым устройством регистрации событий и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.