Максим Морозов: Если в студии Александр Хайкинсон, то мы традиционно говорим о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, только уже не столько со стороны государства, сколько со стороны коммерческих банков. Несмотря на некоторое снижение в отчётном периоде, индекс деловой активности RSBI, который ведёт Банк ПСБ совместно с «Опорой России», уже четвертый месяц подряд продолжает удерживать позиции в зоне роста. Александр, как применительно к Петербургу можно в динамике последних нескольких месяцев охарактеризовать основные тенденции, которые содержатся в вашем совместном исследовании?
Александр Хайкинсон: Тенденции по стране и по Петербургу коррелируют. Действительно, намечена положительная динамика роста, начиная с октября. Она была подтверждена и по итогам первого квартала, но значение деловой активность в Санкт-Петербурге несколько выше, чем по стране. По итогам первого квартала оно составило 51,9 базисных пунктов, а по стране чуть больше 51.
Можно говорить о том, что деловая активность в Петербурге лучше, чем в среднем по стране.
Доступность финансирования, кредитования в Северной столице по этому индексу оценивается несколько лучше — 57 базовых пунктов против 56 по стране.
Максим Морозов: Согласно апрельским данным ЦБ, корпоративное кредитование показывает также значительный рост второй месяц подряд, увеличившись в марте на полтора процента, как и в феврале. Среди наиболее прокредитованных компании из сферы торговли, фармацевтики, строительства жилья. Компании, из каких отраслей чаще всего обращаются за кредитным плечом в Петербурге?
Александр Хайкинсон: Спад деловой активности, как мы видим, закончился и в сфере услуг, и в сфере торговли. И исторически так получается, что в малом и среднем бизнесе порядка 2/3 портфеля идёт на пополнение оборотных средств.
Максим Морозов: Оставим за скобками пополнение оборотных средств. На какие цели также берут кредиты коммерческие компании?
Александр Хайкинсон: Стандартные цели по развитию бизнеса, например, приобретение недвижимости, есть программа, которая подходит по госпрограмме по коммерческой недвижимости — «коммерческая ипотека». Есть программы, заточенные под приобретение оборудования, в том числе импортного.
Максим Морозов: Субъекты МСП получили в 1 квартале 2023 года около 135 миллиардов рублей факторингового финансирования. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объём финансирования в сегменте вырос на 18%, такие данные приводит Ассоциация факторинговых компаний. Чем можно объяснить динамику? Александр, как бы вы оценили интерес к факторингу среди петербургских предприятий МСП?
Александр Хайкинсон: Факторинг — это очень удобный инструмент. Это беззалоговый инструмент финансирования, это продукт, который давно на рынке. В прошлом году, в период турбулентности и замены ряда логистических цепочек, изменений различных поставщиков (те же крупные федеральные сети), малый и средний бизнес получил дополнительные стимулы и возможности зайти в тот рынок. Факторинг позволяет достаточно быстро оборачивать свои денежные средства, и это позволяет достаточно быстро и легко наращивать кредитное плечо. В основном обращаются торговые компании, торгово-производственные компании, те, кто работают с федеральными сетями. В целом, на рынке есть продукты так называемого «агентского факторинга», когда можно получить финансирование и на закуп.
Максим Морозов: Банковский сектор традиционно находится на передовой цифровизации, наша с вами любимая тема. Среди перспективных направлений — разработка блокчейн-платформ, смарт-контрактов, внедрение цифрового рубля и так далее. Какие цифровые опции наиболее востребованные среди клиентов представителей малого и среднего предпринимательства?
Александр Хайкинсон:
Предприятиям в первую очередь нужен быстрый расчёт, получение услуг онлайн без посещения отделений банков.
Топовые банки, вкладывающиеся в цифровизацию, достаточно сильно развили эти сервисы. Есть возможность получать практически любые условия по кредитным продуктам либо по продуктам обслуживания. Есть чат-боты, различные возможности перевода денег онлайн через СБП, есть возможности сервиса электронной коммерции, бухгалтерии и так далее. Конечно, за этим будущее.
Максим Морозов: В каком направлении, с точки зрения цифрового развития и интернет-банкинга, двигаются участники рынка? За счёт чего будет развиваться конкуренция?
Александр Хайкинсон: В первую очередь, конкуренция будет осуществляться за счёт сервиса, то есть удобство, нативные возможности управления, возможности делать это мобильно, удалённо и 24/7, что на данном этапе есть у многих банков.