ЦБ 16.05
$91.26
98.83
ММВБ 16.05
$
<
BRENT 16.05
$82.77
7554
RTS 16.05
1204.52
Telega_Mob

Александр Хайкинсон: О наиболее востребованных банковских продуктах для МСП

Индекс деловой активности RSBI продолжает удерживать позиции в зоне роста. Как применительно к Петербургу можно охарактеризовать основные тенденции последних месяцев? В чём заключается роль банков в развитии небольших компаний? И какие продукты, а также цифровые сервисы сегодня наиболее востребованы? Об этом – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором департамента малого и среднего бизнеса петербургского филиала Банка ПСБ Александром Хайкинсоном.
Интервью

ФОТО: Пресс-служба Санкт-Петербургского филиала Банка «ПСБ»

Максим Морозов: Если в студии Александр Хайкинсон, то мы традиционно говорим о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, только уже не столько со стороны государства, сколько со стороны коммерческих банков. Несмотря на некоторое снижение в отчётном периоде, индекс деловой активности RSBI, который ведёт Банк ПСБ совместно с «Опорой России», уже четвертый месяц подряд продолжает удерживать позиции в зоне роста. Александр, как применительно к Петербургу можно в динамике последних нескольких месяцев охарактеризовать основные тенденции, которые содержатся в вашем совместном исследовании?

Александр Хайкинсон: Тенденции по стране и по Петербургу коррелируют. Действительно, намечена положительная динамика роста, начиная с октября. Она была подтверждена и по итогам первого квартала, но значение деловой активность в Санкт-Петербурге несколько выше, чем по стране. По итогам первого квартала оно составило 51,9 базисных пунктов, а по стране чуть больше 51.

Можно говорить о том, что деловая активность в Петербурге лучше, чем в среднем по стране.

Доступность финансирования, кредитования в Северной столице по этому индексу оценивается несколько лучше — 57 базовых пунктов против 56 по стране.

Максим Морозов: Согласно апрельским данным ЦБ, корпоративное кредитование показывает также значительный рост второй месяц подряд, увеличившись в марте на полтора процента, как и в феврале. Среди наиболее прокредитованных компании из сферы торговли, фармацевтики, строительства жилья. Компании, из каких отраслей чаще всего обращаются за кредитным плечом в Петербурге?

Александр Хайкинсон: Спад деловой активности, как мы видим, закончился и в сфере услуг, и в сфере торговли. И исторически так получается, что в малом и среднем бизнесе порядка 2/3 портфеля идёт на пополнение оборотных средств.

Максим Морозов: Оставим за скобками пополнение оборотных средств. На какие цели также берут кредиты коммерческие компании?

Александр Хайкинсон: Стандартные цели по развитию бизнеса, например, приобретение недвижимости, есть программа, которая подходит по госпрограмме по коммерческой недвижимости — «коммерческая ипотека». Есть программы, заточенные под приобретение оборудования, в том числе импортного.

Максим Морозов: Субъекты МСП получили в 1 квартале 2023 года около 135 миллиардов рублей факторингового финансирования. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объём финансирования в сегменте вырос на 18%, такие данные приводит Ассоциация факторинговых компаний. Чем можно объяснить динамику? Александр, как бы вы оценили интерес к факторингу среди петербургских предприятий МСП?

Александр Хайкинсон: Факторинг — это очень удобный инструмент. Это беззалоговый инструмент финансирования, это продукт, который давно на рынке. В прошлом году, в период турбулентности и замены ряда логистических цепочек, изменений различных поставщиков (те же крупные федеральные сети), малый и средний бизнес получил дополнительные стимулы и возможности зайти в тот рынок. Факторинг позволяет достаточно быстро оборачивать свои денежные средства, и это позволяет достаточно быстро и легко наращивать кредитное плечо. В основном обращаются торговые компании, торгово-производственные компании, те, кто работают с федеральными сетями. В целом, на рынке есть продукты так называемого «агентского факторинга», когда можно получить финансирование и на закуп.

Максим Морозов: Банковский сектор традиционно находится на передовой цифровизации, наша с вами любимая тема. Среди перспективных направлений — разработка блокчейн-платформ, смарт-контрактов, внедрение цифрового рубля и так далее. Какие цифровые опции наиболее востребованные среди клиентов представителей малого и среднего предпринимательства?

Александр Хайкинсон:

Предприятиям в первую очередь нужен быстрый расчёт, получение услуг онлайн без посещения отделений банков.

Топовые банки, вкладывающиеся в цифровизацию, достаточно сильно развили эти сервисы. Есть возможность получать практически любые условия по кредитным продуктам либо по продуктам обслуживания. Есть чат-боты, различные возможности перевода денег онлайн через СБП, есть возможности сервиса электронной коммерции, бухгалтерии и так далее. Конечно, за этим будущее.

Максим Морозов: В каком направлении, с точки зрения цифрового развития и интернет-банкинга, двигаются участники рынка? За счёт чего будет развиваться конкуренция?

Александр Хайкинсон: В первую очередь, конкуренция будет осуществляться за счёт сервиса, то есть удобство, нативные возможности управления, возможности делать это мобильно, удалённо и 24/7, что на данном этапе есть у многих банков.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Таких организаций с каждым годом становится все меньше. В 2020 году, когда налоговый режим стал действовать по всей стране, их доля равнялась 3,6%, а сейчас…
В Северной столице в первом квартале года обороты малого бизнеса выросли почти на треть. Однако, как отмечают эксперты, такая положительная динамика связана…
По данным ЦБ, три месяца подряд общий объем ссуд граждан увеличивался на 100-300 миллиардов рублей.
Власти Северной столицы еще не приняли окончательное решение по этому вопросу.

Комментарии

    56
    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.