Апарт-отели, как известно, бывают разные. Есть по сути – классические гостиницы, где в номерах среди прочего есть кухни – удобно для туристов и командировочных. Такие юниты чаще покупают с инвестиционными целями. А есть апарты, что становятся жильем для своих владельцев. В Петербурге доля последних традиционно была невелика – еще в начале прошлого года не превышала 10%, а, например, в Москве все было наоборот – там подавляющее большинство апартаментов покупались для собственного проживания. Во многом благодаря интересным локациям.
Но в 2022 году и в Питере на такую недвижимость стали смотреть иначе. Эксперты Nikoliers подсчитали, что доля несервисных апартаментов выросла в городе за год в четыре раза. Правда, не забудем про эффект низкой базы. Получается сегодня около четверти всех вводимых апартаментов, по сути, являются жильем.
Впрочем, Петербург остается ключевым направлением для туризма – пусть не для международного, так для внутреннего. И предложений для размещения приезжающих в городе становится больше в первую очередь за счет апартаментов. В 2022 году в городе на один введенный номер классической гостиницы пришлось семь номеров в апарт-отелях.
В прошлом году по числу введенных в строй апартаментов в Петербурге был установлен рекорд – 22 комплекса на 8 900 юнитов. В году наступившем будут сданы еще 20 комплексов примерно на 6 тысяч единиц жилья разного типа. Нужно ли столько городу? И горожанам, готовым инвестировать в такой формат?
За 12 месяцев предложение на рынке увеличилось в полтора раза. По оценке NF Group в январе покупатели могут выбирать из примерно 5 тысяч вариантов, а за весь прошлый год было продано лишь чуть больше 2 тысяч… Падение продаж – более чем в два раза, что, наверное, неудивительно, учитывая падение доходов от недвижимости и сниженный аппетит к риску у потенциальных инвесторов.
Кстати, о доходности. Апартаменты, где прибыль гарантирует УК есть по всему миру. Например, в Таиланде, Турции или в Великобритании. И что интересно – цифры предлагаются схожие – 7-9% на первые 3-4 года. Просто где-то в фунтах, где-то в батах, где-то в рублях.
В заключение, замечу, что отечественные девелоперы успешно освоили формат апартаментов. Настолько, что масштабно продвигают его не только на родине, но и за границей. Проекты с российским капиталом появились в США, Индонезии, в том же Таиланде, но главное в Объединенных Арабских Эмиратах. Там, где есть стабильный потребитель такого формата. В том числе соотечественники.