Рост цен при снижении доходов населения и уход популярных массовых марок – вот невеселые - для торговых центров - тренды 2022 года. За этот период в Петербурге появилась лишь одна новая площадка, а вот вакантные площади выросли драматически – до 12.6% - таковы данные NF Group. Это с огромным отрывом рекордный показатель за 10 лет.
Больше всего от ухода западных компаний пострадали самые крупные торговые центры – особенно те, в которых большие пространства занимала ИКЕА, а также магазины обуви и одежды. Но если фешн-индустрия, так или иначе, параллельно пополняется новыми игроками – в том числе и из недружественных стран, то вот чем заменить шведского гиганта – вопрос скорее риторический.
В следующем году вакантных площадей, очевидно, станет еще больше. Кто придет на их место? Определенная надежда на компании из Казахстана, Беларуси и особенно Турции. Российские бренды расширяют свои амбиции. Наконец, активизируется параллельный импорт.
Но все равно, свободного пространства будет больше – и торговым центрам придется принимать нетривиальные решения. Например, разбивать помещения, увеличивать число фуд-холлов, наконец, проводить реконцепцию. Примеры уже есть: в Москве на освободившихся площадях открыли фитнес-центр, а в одном из комплексов Питера кинотеатр переделали под офисы.
Новые форматы появятся и в стрит-ритейле, хотя вакантных помещений больше не становится – во всяком случае, в центре города. С Невского, Конюшенной, Большого проспекта Петроградской стороны тоже ушли два десятка иностранных компаний, но вырос внутренний туризм, локальный потребитель никуда не ушел… И открытий в престижных локациях в 22 году оказалось даже больше, чем закрытий. Во многом благодаря предприятиям общественного питания – без малого половина новых арендаторов из этой сферы. Только на Невском за год открылись 33 новые точки.
Правда, и здесь 2023 год может поставить локальные вопросы. В частности, при пессимистичном сценарии – то есть окончательном закрытии всех магазинов, которые пока не работают только «временно» - на Старо-Невском освободится 19% площадей. Это много.
Главный вывод и прогноз – ритейлерам придется искать новые форматы. Арендные ставки в ритейле в уходящем году практически не менялись и едва ли вырастут в новом. Увеличились расходы на ремонт и отделку помещений – зато торговые центры стали более гибко относиться к условиям оплаты. Так что расходы арендаторов в 2023 году возможно и не вырастут.
Но вот что будет с доходами…