Рынок недвижимости в США перестраивается под молодых и холостых. В России - стараются чаще ориентироваться на семейных покупателей. Но итоговая картина общая - площадь нового жилья становится всё меньше и меньше.
Сегодня американские семейные клиенты составляют всего треть от рынка недвижимости. Свежую аналитику о положении жилищной отрасли в разных штатах выпустил центр Urban Land Institute. Оказалось, что значительная часть строящегося жилья в стране рассчитана на тех, кто хочет, что называется, «пожить для себя». В результате средняя площадь новостройки за 15 лет упала на 10 метров - до 85 «квадратов». У российских экспертов это может вызвать ухмылку, но их западные коллеги видят в этом проблему.
В небольших квартирах с одной спальней нет ничего страшного. Таков тренд общественного развития. Но что потом? Что будет, когда миллениалы начнут думать о потомстве и расширяться? Заменят ли их столь же независимые ценители личной свободы из следующего поколения? Или рынок получит огромное число невостребованных проектов? Ответа нет.
Хотя социологи, маркетологи и застройщики бьются над этими вопросами всем миром. По данным британской организации The Resolution Foundation, более 40% европейцев в возрасте до 40 лет не задумываются о покупке своего жилья.
Снимать проще. И не от плохой жизни. Просто на Западе покупка недвижимости для людей среднего достатка часто ассоциируется с ограничениями на выбор работы и города - с кредитом все же сложнее менять и то, и другое.
У России - путь особый. Социальная мобильность между регионами у нас ниже, а интерес к семейной ипотеке - выше. Но отечественные девелоперы также фокусируются на все более скромных площадях. Средний метраж построенной квартиры 15 лет назад приближался к отметке в 85 «квадратов». Сейчас - менее 70-ти. И эта статистика не отражает реальные потребности граждан. Основные и очевидные причины весной констатировал Центробанк: сокращение доходов и опережающий рост цен.
Немного меда в бочку дегтя приносят последние исследования из Петербурга и Ленобласти. В общей структуре спроса на рынке новостроек постепенно сокращается доля студий и растет интерес к более просторным квартирам. Как пишет BN.ru, в январе прошлого года на студии приходилось около трети всех сделок. А в конце этого мая показатель снизился до 20%. Вместо них стали чаще покупать однушки - теперь это почти каждая вторая сделка. А двушки предпочитает каждый четвертый покупатель. И вот только интерес к трёхкомнатным остался на том же уровне: менее 10%. Есть, куда расти.