Экономика давит на спрос покупателей и нервы застройщиков. С начала пандемии у игроков рынка недвижимости была возможность обсудить все самые благие перемены, которые ждут нас после выхода из кризиса.
Пришло время без обиняков обсудить накопленные проблемы. Хотя бы в терапевтических целях.
Сегодня, действительно, многие собственники поняли, что их дом — это ВЕСЬ дом. И он начинается не от двери в квартиру, а со входа во двор. Давно не новость, что концепции эргономики и безопасности общих территорий пора менять. Но это утопия в условиях перенаселения современных жилых комплексов. О назревшей необходимости пересмотра градостроительных норм и коммерческих условий на онлайн-конференции Urban Awards заявил руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан.
Руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан Есть коронавирус, нет коронавируса… есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, мы должны думать об избыточной этажности, которую мы сегодня производим. Мы должны критически относиться и на уровне власти, и на уровне инвесторов к завышенным требованиям, пожеланиям к плотности, в том числе и к коммерческой выгоде, которая происходит на том или ином участке. Это и есть наш основной градостроительный закон. Если менять, то надо менять его. Это не так просто. Это не только законодательная инициатива, это еще и некая психологическая инициатива и для этого требуется время.
По меткому выражению одного из спикеров, застройщики – это «официанты рынка недвижимости». То есть каков спрос, таков и продукт. Но есть давний показательный маркер несоответствия новых проектов требованиям времени: многие девелоперы не хотели бы жить в таких квартирах, которые строят для других. Да и сами покупатели часто приобретают не то, о чем мечтают.
Руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан Сегодня, в том числе и в России, заказчики мне рассказывают о потребности на квартиры на 25 кв.м. Давайте об этом подумаем. Все наши прекрасннодушные мысли о том, что мы захотим иметь большие квартиры с рабочими местами может быть и хороши с точки зрения общего тренда, но если мы говорим о потребностях большинства, то, скорее, у людей будет меньше денег первые годы после выхода из этого пандемического и связанного с ним экономического кризиса, значит они смогут покупать меньше.
Отдельный лифт для продуктов и умный фильтр для воздуха – это безусловно то, к чему рынок должен стремиться. Но в отсутствие конкуренции в России продолжают строить по проектам 40-летней давности. Интересных зданий единицы. И будет хуже, если вовремя не начать перестройку форматов. Но для этого еще предстоит успеть спасти отрасль. Потому что меры явно запаздывают, а каждая компания, которая сегодня просит о помощи – потенциальный банкрот.
Девелопер Сергей Полонский Девелопмент – это такая вещь, которая развивается тогда, когда есть уверенность в политике, есть уверенность в экономике и тогда ты можешь вырабатывать бизнес-план. Это не купить-продать маски. Любой проект это 3-5 лет. А как ты можешь прогнозировать то, что будет через 3 года? Каким образом? Ты не можешь даже понять какой будет спрос. Я скажу на какую систему надо переходить: пока 50% не продали на prepay, как во всем мире делается, 30% минимум вы должны продать на заборе, законтрактовать, тогда только вам дают разрешение строить. Я считаю, что в России надо точно так же – не выдавать разрешения на строительство новых домов, пока нет 50% prepay, чтобы предыдущие дома, которые запущены, достроить.
На карантине многие поняли, как невыносимо шумно в их домах. Научный Центр в области акустических экспертиз провел исследование и оказалось, что половина новостроек на монолитном каркасе панельных домов не соответствует нормативам по аудиопараметрам. Представитель Росизола выразил надежду, что теперь многие поймут: так строить нельзя.
Пауза после этого выступления была особенно тихой.