Можно ли было представить в 2021 году, в Москве, что на крупной выставке недвижимости за рубежом нет ни одной компании из Болгарии, но есть, например, риелторы из Ирана? Таковы реалии 2023-го…
Вроде бы логично объяснить это изменившимся спросом со стороны россиян, но дело не только в нем. Ведь, как мы отмечали не раз, нас по-прежнему притягивает Европа — в топ-10 по популярности, по данным Prian.ru, входят Испания, Италия, Черногория, Кипр, да и Греция с Германией неподалеку… То есть заинтересованные клиенты в России есть. А приезжают к нам со своим предложением все равно единицы.
Сегодня из стран Старого Света едут — по одному определению — отчаянные, те, кого не смущает удлинившийся путь на перекладных за куда большие деньги. Другой взгляд — более прагматичный — едут те, кому реально есть что предложить. Те, кто умеет или научился и готов работать с российскими клиентами, зарабатывая даже больше, чем до февраля 2022 года. А тем же болгарским компаниям сейчас интереснее внутренний рынок. Куда россияне и так приедут, если приспичит…
Так что из не представленных ранее у нас европейских направлений во второй половине года на российских выставках появилась разве что Венгрия. Из-за резкого роста спроса — в связи возможностью получить вид на жительство, только заявив о желании купить недвижимость.
Объединенные Арабские Эмираты, непризнанный Северный Кипр, Таиланд, Индонезия, Грузия — отсюда приезжали в этом году в Россию экспоненты. Логично: в эти страны можно перевести деньги. Там на недвижимости можно заработать. Есть возможность и остаться — при желании. Появились на выставках новые участники: в основном с Ближнего востока — из Катара, Бахрейна.
Но все равно большинство компаний в 2023 году приезжало из Турции. На некоторых выставках более половины участников представляли самую популярную у нас страну. В этом проявляется специфика выставочного бизнеса — в данном случае его инертность. Год назад, когда компании принимали решение о будущих визитах в Россию, интерес к Турции был аномальным. Местные застройщики и агентства зарабатывали безумно.
Это привлекло на российские выставки как новые компании, так и новых организаторов. В прежние времена в Москве за полгода проходило 4-5 тематических мероприятий, нынешней же осенью — 12, не считая совсем мелких. Но в силу многих причин турецкий ажиотаж поутих. Заинтересованной аудитории хватило не всем, и уже очевидно, что будущей весной число выставок зарубежной недвижимости сократится раза в два.
А что публика? Опытные участники рынка аудиторию собрали. Новички, увы, не смогли. Понятно, что часть потенциальных российских покупателей, уже находится за границей — и это сокращает аудиторию. С другой стороны рынок, безусловно, жив. Просто он вряд ли сможет финансово удовлетворить такое же, как год назад, число участников.