После скандальной кадастровой переоценки недвижимости в Смольном заявили, что ставку налога на имущество на 2024 год планируют оставить на уровне 2023 года, это 1,5%, и предложили не снижать минимальную площадь объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Собственники ТЦ и БЦ резюмируют, что данные меры вряд ли спасут бизнес от разорения. Другое дело — промышленность: как рассказал вице-губернатор Кирилл Поляков, по росту индекса промпроизводства Петербург опережает среднероссийские темпы, увеличивается и число предприятий: за последние три года плюс 15%. Однако сами промышленники напоминают о системных проблемах, которые в городе не решаются годами. И, наконец, в Петербурге начали штрафовать самокатчиков-нарушителей: комтранс и ГИБДД провели совместный рейд на Адмиралтейской набережной. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с генеральным директором «Фирмы Изотерм» Викторией Нестеровой.
Максим Морозов: Начнем со скандала, который развивается в связи с результатами кадастровой переоценки недвижимости.
Виктория Нестерова: Здесь мое любимое понятие «социалистическая справедливость» как никогда актуально. Естественно, налог на землю нужно платить с рыночной стоимости. Рыночная стоимость должна быть максимально объективной.
Когда предприниматели жалуются, что бизнес-центр на Большой Морской улице стоил 64 миллиона рублей, а цену повысили до 700 миллионов, есть два ощущения. Здание на Большой Морской не может стоить 64 миллиона рублей. Это несправедливо. Но и оценка в 700 миллионов непонятна. Я думаю, что у предпринимателей есть прекрасный повод заказать независимую оценку, пытаться оспаривать стоимость и приходить к компромиссу.
Максим Морозов: Виктория, пожелание собственников недвижимости — сделать методику оценки более прозрачной и логичной. По их словам, даже в одном здании два сопоставимых помещения оценили совершенно по-разному.
Виктория Нестерова: Для этого есть возможность обжаловать эту стоимость, и этим вопросом нужно заниматься. Я так понимаю, самая большая проблема — с владельцами недвижимости нашего «золотого треугольника». Больше всего подорожала дорогая недвижимость в центре города. Здесь тоже нужно быть объективными: в центре Санкт-Петербурга недвижимость должна быть дорогой. Вопрос в том, каким таким образом сдавать в аренду. Возможно, именно сегодня такое подорожание и увеличение налога на имущество несвоевременно, потому что из-за ухода больших, дорогих арендаторов есть проблемы с этим бизнесом. И после коронавируса тоже есть проблемы. Я считаю, что стоимость нужно поднимать до рыночной — это справедливо, но, возможно, это несвоевременно. Во-вторых, нужно приходить к компромиссу. Понимаете, когда мне первый этаж на Ижорских заводах 1200 квадратных метров без воды, электричества и отопления, со вспученными полами Росатом оценил в 34 миллиона рублей, а бизнес-центр на Большой Морской стоит 64 миллиона – тут вопрос какой? Мы будем меняться? Навряд ли.
Максим Морозов: Переходим к реальному сектору экономики. Вице-губернатор Кирилл Поляков в интервью «Фонтанке» рассказал о достижениях городской промышленности. За счет чего сегодня происходит рост показателей?
Виктория Нестерова: Промышленность растет, гособоронзаказ растет. Промышленность достаточно успешно замещает ушедших европейских производителей. Мы уже практически заместили все материалы, которые когда-то получали из Европы, на азиатские, их качество тоже неплохое. Гособоронзаказ сейчас очень большой, он вытягивает достаточно большую часть петербургского рынка. Здесь немножко грустно от невозможного курса доллара и евро.
Снижение курса доллара и евро не планируется. Соответственно, инфляция будет значительно больше, чем планировалось, а оборудование мы все равно закупаем за рубежом. У нас только два открытых рынка — Китай и Турция. Мы все покупаем за доллары и евро. Стоимость инвестиционных денег значительно выросла из-за тридцатипроцентного повышения курса валют. Это очень большая проблема.
Максим Морозов: Виктория, если вернуться к системным проблемам, давайте их коротко перечислим.
Виктория Нестерова: Подключение к газу и к электрическим сетям происходит годами и стоит очень дорого. Пока этот вопрос не решен, каждый решает свою проблему по мере того, какие ресурсы ему доступны.
Сейчас очень много петербургских промышленников уходит в другие регионы, начиная от Ленинградской области, заканчивая свободными экономическими зонами и технопарками в других регионах. Если наши экономические зоны заняты, и туда просто не попасть, то условно в Иваново, в Тольятти, в Череповце вместе со своим оборудованием можно локализоваться за месяц.
Проблема в том, что у нас в городе очень мало площадей под развитие промышленности. И проблема в том, что у нас очень долгие подключения к энергоснабжающим организациям. Эти вопросы у нас так и не решены.
Максим Морозов: Третья тема, которая касается практически всех горожан. Ведь примерно каждый четвёртый автомобилист попадал в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, говорится в опросе «Росгосстраха» и ГК «Автодом». Виктория, на ваш взгляд, как будет развиваться этот вид транспорта?
Виктория Нестерова: Интересно будет посмотреть на эту проблему через 10-15 лет, во что в итоге это превратится. Варианта два: либо самокатчики в принципе исчезнут как участники дорожного движения, и будет полный запрет, либо мы сможем каким-то образом законодательно урегулировать этот вид транспорта. Мы сейчас на переходном моменте, когда не понимаем, что с этим делать. Они мешают всем: и пешеходам, и водителям. Я считаю, это просто какое-то стихийное бедствие для нашего города. Люди в полной тишине мчатся на огромной скорости за твоей спиной в абсолютно неожиданный момент.
Максим Морозов: И не всегда, кстати, в полной тишине. Некоторые сигналят и прямо требуют пропустить их на тротуаре. Возникает вопрос: почему пешеходы должны уступать им дорогу?
Виктория Нестерова: Да, конечно. И потом, статистика о том, что происходит 80% небольших, легких травм.
Я думаю, что, если бы все столкновения самокатчиков с любыми препятствиями от пешеходов до автомобилей, собак, кошек и урн были бы зафиксированы, это была бы какая-то катастрофическая цифра. Катастрофическая! И тогда бы точно было принято решение запретить движение этой техники.
Кстати, очень хороший момент, когда ты въезжаешь на набережную, а самокат у тебя просто автоматически отключается, потому что ты не можешь там проезжать. Может быть, ограничивать таким образом. Чтобы они просто отключались и всё. Но у нас же, Максим, еще велосипедист! И не просто так, у нас велосипедисты — доставщики всего. А мы после коронавируса привыкли, что по магазинам уже не ходим, нам все привозят. Вы посмотрите, какое огромное количество велосипедистов-доставщиков всего, чего только можно. Велосипедистов тоже придется организовывать.
Максим Морозов: Да, предстоит принимать решения, которые априори устроят далеко не всех.