Александр Беглов пообещал сделать Петербург мегаполисом XXI века. По словам губернатора, доля расходов на развитие ежегодно достигает четверти всех расходов города: на ближайшие три года бюджет развития составит более 1 триллиона рублей. Что же касается бюджета содержания, то, например, на содержание и уборку внутриквартальных территорий в бюджете заложено примерно 42 миллиарда рублей. Кстати, в преддверии первых снегопадов в Жилищном комитете заверили, что штат дворников для уборки укомплектован более чем на 90%. И, наконец, губернатор Вологодской области Георгий Филимонов перезапустил дискуссию о борьбе с алкоголизмом: власти Петербурга заявили, что не планируют перенимать опыт и ограничивать продажу спиртного двумя часами в день. Итоги недели шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов обсуждает с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерием Калугиным.
Максим Морозов: Как можно оценить основные параметры бюджета Петербурга? В связи с рисками, вызванными предстоящей налоговой реформой, актуален вопрос, каким должно быть соотношение бюджета развития и бюджета содержания?
Валерий Калугин: Бюджет Санкт-Петербурга достаточно сбалансированный и структурированный. Есть положительная динамика: мы вторые по доходам в стране. Но всё-таки нет таких таблиц, в которых бы говорилось, что на развитие и содержание города должно выделяться 50 на 50 процентов средств или 40 на 60 процентов. Если мы хотим развиваться, то мы вкладываемся во всё, что касается развития города. Иначе завтра будут другие экономические показатели. Что касается налогов: с января мы будем адаптироваться к новым налоговым условиям. Понятно, что они стали тяжелее. Но время покажет, каким будет эффект от изменений в среднесрочной перспективе. Может быть, ранний НДС приучит людей не бояться среднего бизнеса и приведёт к его росту из малого в средний.
В целом в 2025 году нагрузка на бизнес точно увеличится. Прибыль и инвестиции, вероятно, будут падать. Очень важна позиция города. Он должен поддержать бизнес различными мерами, в том числе льготами, чтобы у предпринимателей была возможность не только сохраниться, но и развиваться.
Максим Морозов: Валерий Валентинович, как нивелировать риски налоговой реформы, какими должны быть меры господдержки бизнеса?
Валерий Калугин: Есть десятки федеральных и городских мер поддержки. Я считаю, что на 2025 год вложения города надо увеличивать. Необходимо вливать деньги в бизнес. Особенно в передовые технологические предприятия, которые могут дать толчок к развитию не только себе, но и десяткам или сотням предприятий под собой.
С моей точки зрения, мы должны гораздо больше вкладывать деньги в локомотивы рынка. Условно говоря, купить на 100 трамваев меньше, но вложить деньги в фабрики и заводы, потому что завтра они могут дать необходимый эффект.
Очень важно посмотреть, кого поддерживать. Сейчас, чтобы наши действия были эффективны, мы должны получить 30% прибыли от каждого рубля, который вкладываем. Необходимо понимать самим, куда мы вкладываем деньги. Ещё очень важно государственное регулирование всех отраслей жизни. Оптимизация, простота, прозрачность дают бизнесу дополнительно продышаться. Для нас это не стоит никаких денег — всё бесплатно. Нужны только наши головы, желание и смелость в принятии решений.
Максим Морозов: Ещё одна тема — подготовка Петербурга к зиме на фоне кадрового голода в сфере ЖКХ.
Валерий Калугин: Я бы не назвал это кадровым голодом. Голод начинается, когда тебе не хватает 50%. Сейчас достаточно существенные кадровые проблемы во всех отраслях бизнеса. Если сравнивать, то система ЖКХ находится в лучшем положении. По данным Смольного, у нас есть 90% дворников — это шикарный результат. Мы постоянно закупаем различную технику. Единственное, хотелось бы, чтобы в Петербурге создали условия для того, чтобы мы могли сами производить эту технику. В целом подготовка идёт. Не вижу здесь проблемы кадрового голода.
Возможно, есть вопросы к качеству организации процессов уборки улиц: в той части, где нужны не деньги, а нужно подумать — более чётко ставить задачи, организовывать и контролировать процессы. Здесь можно найти оставшиеся 10%, научившись всё чётко организовывать.
Максим Морозов: Вопрос кадров двусоставный: мало привлечь, важно ещё и удержать. Как стимулировать сотрудников?
Валерий Калугин: Первое — зарплата. Сейчас средняя з/п у дворника — 70 000-80 000 рублей. Второе — это стимулирование к труду. Чтобы зарплата зависела от выработки, качества работы. Тем самым наиболее добросовестные и трудолюбивые сотрудники будут иметь бо́льший доход. Немаловажно создать в коллективе атмосферу уважения к труду, к его результатам. Важна социальная история: проведение собраний, концертов, отраслевых праздников. Чтобы люди знали, что у них есть коллектив, что они важны для города. Хорошая, красивая форма, тёплые раздевалки с душевыми, столовые — всё это делает из дворника участника хорошего трудового процесса, в котором ему комфортно работать и в котором он чувствует, что к нему относятся с уважением. Что касается жилья: это замечательная вещь, которая, может быть, перевесила бы всё остальное. Старая советская система уже не получится, но есть другие варианты.
Мы можем строить или переоборудовать жильё и предоставлять его работникам ЖКХ. Так делают некоторые заводы — переделывают старые общежития под квартиры, в которых потом живут семьи, если, например, и муж, и жена работают на заводе. Или делают в них однокомнатные студии. Но это дороговато, поэтому программу необходимо продумать.
Максим Морозов: Как бы вы оценили эффективность «снежной реформы»? Насколько целесообразно огосударствление услуг по уборке города?
Валерий Калугин: Я сторонник того, что это должна быть государственная структура. Меня сложно переубедить. Государство должно само этим управлять процессом, распоряжаться деньгами, а не через кого-то нанимать сотрудников. Не должно быть неконтролируемых денег. Я считаю, что это единственно правильное движение для того, чтобы окончательно навести порядок.
Максим Морозов: Наконец, третья тема, которую успеваем обсудить. Законодательное собрание Вологодской области по предложению губернатора Георгия Филимонова планирует сократить часы розничной продажи алкоголя с 1 марта 25 года в связи с «вымиранием населения». По будним дням спиртное можно будет купить только с 12 до 14 часов. Насколько это действенная мера?
Валерий Калугин: Алкогольная тема известна ещё со времён Петра, и даже ещё раньше. Мы постоянно шарахались то туда, то сюда. Но время показало, что какие бы меры мы не принимали, ситуация сильно не меняется. Чтобы люди после работы не бежали сразу в магазин, мы должны сделать интересную социальную среду. Чтобы тридцатилетний или сорокалетний парень мог поиграть в футбол, сходить в дом культуры или в кинотеатр.
От алкоголя надо отвлекать не только часами закрытия и открытия продаж, но и грамотной культурно-воспитательной работой. Даже если купить алкоголь можно будет только с 12 до 14, то в это время все бросят работу и пойдут закупаться. Будут очереди, и люди сколько покупали, столько и будут покупать. Здесь надо думать об улучшении качества жизни людей.
Максим Морозов: Если локализовать тему в Петербурге: в городе стоит серьёзный вопрос: как быть с заведениями, которые работают по двум лицензиям — общепита и магазина?
Валерий Калугин: Это касается того, что мы можем отрегулировать бесплатно, своей головой. Улучшить условия и для бизнеса, и для ребят, которые любят выпить. Мы можем обременить такие заведения разумными условиями: пить можно, если у вас есть вход, выход, определённые размеры помещений, охрана и так далее. А остальным продажу запретить. Когда такое было, что в магазине можно было наливать? В Советском Союзе такого не было. Считаю «наливайки» незаконной деятельностью.
Максим Морозов: Согласен. Вероятно, пришло время принятия принципиальных решений.