Максим Морозов: В студии Максим Морозов. Сегодня я рад приветствовать председателя Комитета по инвестициям Петербурга Романа Голованова. Роман Алексеевич, здравствуйте! Рад вас видеть.
Роман Голованов: Здравствуйте, Максим! Рад вас приветствовать.
Максим Морозов: Хотелось бы начать с одного из важных внутриполитических событий конца декабря – прямая линия с президентом. В рамках пресс-коференции были обозначены приоритеты развития: ГЧП, проекты, ориентированные на достижение национальных целей, рост благосостояния населения, демография, строительство социальных объектов, транспортная мобильность и рост инвестиций. Как глобальные, национальные цели соотносятся с развитием Петербурга?
Роман Голованов: Владимир Владимирович подтвердил направление действий в рамках решения государственных задач: это обеспечение связанности территорий, создание устойчивого, комфортного, безопасного транспортного каркаса. Петербург развивается активными, быстрыми шагами. Всем известный проект – Западный скоростной диаметр. За 2021 год мы смогли открыть новую Шуваловскую развязку, которая позволила снизить нагрузку на Богатырском проспекте. Благодаря увеличению комфортного пользования Западным скоростным диаметром увеличилось количество пользователей трассы.
Максим Морозов: На сколько?
Роман Голованов: Смотря с чем сравнивать.
Максим Морозов: С периодом до пандемии. Раньше сравнивали с 1913 годом, до Первой мировой войны, сейчас сравнивают с 2019 годом.
Роман Голованов: Давайте не будем проводить аналогию с войнами, все-таки мы живем в мирное время.
В сравнении с 2019 годом по трафику на ЗСД произошел рост примерно на 20%. Вклад Шуваловской развязки к общему трафику – ещё пара процентов.
У нас уже началось строительство Шкиперской развязки. Она позволит жителям Васильевского острова более комфортно пользоваться улично-дорожной сетью.
Максим Морозов: Каковы основные параметры проекта?
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ШКИПЕРСКОЙ И ВИТЕБСКОЙ РАЗВЯЗОК
Роман Голованов: Стоимость всей Шкиперской развязки – примерно 10 миллиардов рублей. Что характерно, несколько источников финансирования. Нам помогает Российская Федерация, со финансируя примерно 2,5 миллиарда рублей. Около 2,5 миллиардов мы берем за счет кредитной нагрузки, за счет выручки, которую мы получаем от всего ЗСД. То есть это не нагрузка на бюджет. Планируется, что бюджет Санкт-Петербурга вложит оставшиеся 5 миллиардов рублей. Строительство уже началось, его темпы такие же высокие, как и в случае Шуваловской развязки. Через пару лет мы сможем пользоваться съездами с Западного скоростного диаметра в районе Васильевского острова. Также 24 марта 2020 года мы начали строить Витебскую развязку. Это дополнительные 2,6 километра, которые свяжут Западный скоростной диаметр с Витебским проспектом. Идет проектирование второго-четвертого этапов Широтной магистрали, которые соединят трассу с КАД. Данные проекты направлены на улучшение транспортного обеспечения жителей и гостей Санкт-Петербурга. Это что касается Западного скоростного диаметра. Если же говорить о транспортном каркасе, то стоит задача по строительству более 16 железнодорожных переездов. Это повысит эффективность перевозок РЖД и сократит время, которое тратят автомобилисты, простаивая на железнодорожных переездах. По этому направлению также есть потенциальная возможность получить поддержку федерального центра на софинансирование.
Максим Морозов: Чему нужно соответствовать, чтобы получить помощь от федералов?
Роман Голованов: Прежде всего, должны быть напор и командный настрой в работе с федеральным центром.
Максим Морозов: Когда мы прокладываем новые дороги, нужно расселять дома, переводить мощности, инфраструктуру либо приспосабливать их. Как со временем меняются подходы к этой проблематике? Нередко есть недовольные жители.
Роман Голованов: Вопросы решаются в рамках законодательного поля, предусматриваются меры компенсации владельцам земельных участков, имущество которых подвергается механизму изъятия. Компенсация формируется на основе рыночных отчетов. Где-то земельные участки изымаются целиком, где-то – частично. Но со всеми мы решаем вопросы через рыночную оценку.
Максим Морозов: В таком случае, почему появляются недовольные?
Роман Голованов: Я бы проанализировал недовольных, которые противостоят развитию Санкт-Петербурга. Мы живем в огромной агломерации и должны учитывать мнение большинства, принимая во внимание локальные нюансы. Зачастую происходит изъятие части земельных участков, а не целиком. В этом секторе иногда присутствуют спекуляции. Кто-то считает, что у него земельный участок стоит как квадратный метр на Красной площади. Наверное, это неадекватная оценка. Возьмем, к примеру, транспортный проект, который сейчас активно развивается, а в конце 2024 года мы планируем ввести новый трамвайный проект в формате концессии, линия от станции метро «Купчино» в Шушары и Славянку. Мы обязаны обеспечить реализацию данного проекта. Там есть земельные участки, которые находятся в собственности. Кстати, часть собственников с удовольствием расстается с ними, потому что они заинтересованы в развитии прилегающей территории.
Максим Морозов: Прошло примерно два года с введения коронавирусных ограничений. Как пандемия сказалась на инвестиционной активности в городе?
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ГОРОДЕ
Роман Голованов: Мы работаем с инфраструктурными инвестициями и период планирования больших инвестиций – 5, 10 лет. В рамках таких долгих сроков планирования какие-либо локальные кризисы сглаживаются стратегической задачей. Если посмотреть влияние инвестиционной активности на более мелкие проекты в сфере девелопмента, можно заметить переформатирование рынка в сфере гостиничной инфраструктуры. В какое-то время был высокий спрос на гостиницы, были покупатели. Тренд полуторагодовой давности – у инвесторов есть интерес вкладываться как в новые гостиницы, так и в реконструкцию существующих зданий. И это гостиницы разного формата: есть запросы как на строительство пятизвездочных, даже супер пятизвездочных отелей, так и потенциал роста имеет сегмент одно-двух-трех звездочных отелей. Но в данном случае мы ограничены в плане свободных земельных участков.
Максим Морозов: Что с земельным банком? Есть дефицит подготовленных площадок?
Роман Голованов: Земельный банк в Петербурге не увеличивается. Подготовленные площади разлетаются как горячие пирожки. Сейчас мы смотрим несколько проектов на крупных территориях. Так, идет активная конкуренция концептов на территории Горской. Есть предложение создать туристический центр со множеством аттракционов и интересных точек для детей и взрослых, создать открытый зоопарк. Есть концепции развития этого центра как площадки для инновационных видов бизнеса, например, с опытными производствами. Все-таки необходимо учитывать локацию.
Максим Морозов: Какова приоритетность при выборе? С одной стороны, нам нужен второй зоопарк, с другой – нам нужно развивать инновационный бизнес. А площадка одна.
Роман Голованов: При решении относительно реализации проекта мы оцениваем социально-экономический эффект.
Максим Морозов: Задам неприятный вопрос. Зачем нужен Комитет по инвестициям? При запуске предприятия или строительстве гостиницы главный контрагент со стороны государства – комитет, который занимается предоставлением земельных участков и подключением к инфраструктуре.
О РОЛИ И ЗАДАЧАХ КОМИТЕТА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ
Роман Голованов: Хороший вопрос. Для меня он отнюдь не неприятный. Нормальный, рабочий вопрос. Все задают вопросы: какие услуги комитет готов оказать, что он делает и зачем…
Максим Морозов: И зачем вы нужны, если есть профильный комитет, например, профильный Комитет по энергетике поможет подключиться к электросетям, а Комитет имущественных отношений обеспечит имуществом.
Роман Голованов: Что-то мне подсказывает, что бизнесмены, инвесторы, которые задают вам такие вопросы – занимаются локальным бизнесом. Например, строительством небольших гостиниц или жилых комплексов. Для этих целей существует понятная процедура. Те, кто собираются строить жилые комплексы, не обращаются в Комитет по инвестициям. Объемы строительства жилья на 2021-2022 года свыше 3 миллионов квадратных метров.
Максим Морозов: Кому и зачем вы нужны? Как медиатор?
Роман Голованов: Вы пытаетесь упростить. Мы не консультанты и не медиаторы. Мы обеспечиваем приток инвестиций разных категорий. Например, если нужно реализовать такой громадный проект, как реконструкция аэропорта Пулково с частным многомиллиардным финансированием, обеспечить работы в срок, обеспечить комфортность для банков. Каким образом инвестор смог бы реализовать проект без Комитета по инвестициям? Где компетентная «точка сборки» всех интересов города и инвестора?
Максим Морозов: Сколько государственных органов участвует в согласование крупного инвестпроекта?
Роман Голованов: Все.
Максим Морозов: Десятки комитетов и подведов?
Роман Голованов: Да.
Максим Морозов: Как налажено межведомственное взаимодействие?
Роман Голованов: Межведомственное взаимодействие налажено более 20 лет. Мы также консолидировано представляем интересы города в федеральных органах государственной власти. Все комитеты не смогут уехать на совещание в Москву, чтобы там комплексно решить все вопросы. Комитет представляет универсальный орган государственный власти. Мы знаем требования каждого госоргана. Мы разговариваем на одном языке с инвестором. Мы та «точка сборки», которая компетентно «зашивает» все интересы в один документ. Это или концессионное соглашение, или соглашение о государственно-частном партнерстве, или соглашение со стратегическим инвестором. Дальше этот документ попадает на кредитный комитет в банк, который выделяет многомиллиардные суммы, и развивается. Например, по Витебской развязке мы подписали дополнительное соглашение к уже существующему соглашению. Сейчас к соглашению ГЧП по Западному скоростному диаметру подписано порядка 11 дополнительных соглашений, которые решают свои локальные задачи. Если говорить о предоставлении земельных участков, то мы также обрабатываем до 1300 заявлений в год о предоставлении.
Максим Морозов: Сколько человек работает в Комитете по инвестициям?
Роман Голованов: Вы затронули болезненную тему, прямо говорю. Сотрудников в комитете крайне недостаточно, около 44 человек. Количество сотрудников в подведомственной организации составляет около 100 человек. Также в зоне нашей деятельности находятся акционерное общество «Западный скоростной диаметр» и акционерное общество «Пулково». Они выполняют свои функции по одноименным проектам.
Максим Морозов: Сколько должно быть сотрудников для более комфортной работы?
Роман Голованов: Количество сотрудников необходимо увеличить в два-три раза, чтобы сохранить динамики. В каждом комитете также нужно выделить дополнительных сотрудников в зависимости от степени сложности вопроса. Чтобы мы, собрав документ, начинали его отрабатывать на потоковом принципе с каждым органом государственной власти.
Максим Морозов: Сколько инвестиционных проектов сейчас сопровождает комитет? В динамике можем мы сравнить их с прошлыми годами?
Роман Голованов:
Не буду хвастаться количеством проектов, но скажу, что общая стоимость проектов, которые находятся под контролем Комитета по инвестициям на разных стадиях, составляет свыше 500 миллиардов рублей. В эти цифры не включены проекты, которые находятся на начальной стадии рассмотрения.
Помните, в прошлый раз мы обсуждали такое понятие – «инвестиционная воронка»? В этом году на ПМЭФ мы подписали соглашения о намерениях и соглашения, которые уже в стадии получения финансирования и предоставления земельных участков на сумму около 600 миллиардов рублей.
Максим Морозов: Но вы не хотите говорить сколько проектов?
Роман Голованов: Это не имеет смысла, важна динамика. Нам важно сохранить динамику подписания соглашений о намерениях и пропорцию тех проектов, которые получат разрешение на ввод в эксплуатацию в нынешних суровых реалиях. Из 100% намерений инвесторов до реализации доходят примерно 5% проектов. Необходимо смотреть обозримые периоды планирования. Это не 1 год, это 5-10-летний период.
Максим Морозов: Какие основные причины того, что проекты не доходят до реализации?
ПОЧЕМУ НАМЕРЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ НЕ ВСЕГДА РЕАЛИЗУЮТСЯ
Роман Голованов: Давайте перечислю ключевые причины.
Причина первая: на стадии проработки земельных вопросов мы ориентируемся на то, есть ли какие-либо ограничения при строительстве объекта, либо при его реконструкции. Зачастую, проанализировав территорию, мы понимаем, что заявленный объект на ней невозможно реализовать. Либо, наоборот, понимаем, что территория хорошая, можно увеличить объемы в 2 раза, и тогда идет переосмысление процесса.
Второй момент: связан с доступностью финансирования. Сегодня рынок позволяет получать до триллиона рублей заемного финансирования в квартал, в полугодие. Качественно подготовленная документация позволяет привезти «несколько КАМАЗов» инвестиций в проект.
Максим Морозов: Какие еще причины того, почему проекты не доходят до реализации?
Роман Голованов: Третий аспект лежит в плоскости инвесторов. Некоторые инвесторы могут переживать не лучшие периоды: хотел реализовать одни планы, но из-за кризиса или поглощений, переформатирования, изменений видов бизнеса, ухода из России или возвращения, ему не удалось. Также есть нюансы, связанные с изменением целей и задач города. Петербург развивается. Несмотря на то, что мы стараемся соблюдать преемственность в процессе реализации проектов, есть факторы, которые влияют на изменение позиции города. Происходит переосмысление территорий, включаются показатели социально-экономической эффективности реализации проекта, здравый смысл, и идет переформатирование проекта. Я бы отметил упоминание в декабрьской речи Владимира Путина роль высокоскоростной магистрали железнодорожного движения. Так вот принятие решения об остановке ВСМ в районе кампуса Санкт-Петербургского государственного университета, территории развития принципиально изменит инвестиционный и девелоперский ландшафт территории на многих гектарах. Принятие такого решения может занять годы.
Максим Морозов: Сколько у комитета проектов в разных форматах: ГЧП, концессии?
Роман Голованов: Сейчас на рассмотрении в Комитете по инвестициям, в правительстве Петербурга находятся примерно 24 проекта ГЧП. Без учета дополнительных соглашений к существующим проектам. Из них львиную долю занимает транспорт, на втором месте находится здравоохранение. Возможно, объекты в сфере образования скоро обгонят проекты в сфере здравоохранения. Также есть проекты ГЧП в спортивной сфере.
Максим Морозов: В 2021 году правительство России приняло программу, которая на основе концессии позволяет субсидировать региональные расходы на строительство школ.
Роман Голованов: Да, именно туда мы очень торопимся.
Максим Морозов: Расскажите об этой возможности.
О ПРОГРАММЕ СУБСИДИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ
Роман Голованов: Федеральные органы государственной власти предоставили отличную возможность получить субсидирование, капитальный грант на стадии строительства. Таким образом можно снизить нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга. Кроме того, существует механизм, который компенсирует расходы, связанные с обслуживанием долга уже после ввода объекта в эксплуатацию. Для города такой механизм – именно механизм концессии, механизм софинансирования из федерального бюджета – позволяет снижать нагрузку на городской бюджет. Соответственно средства налогоплательщиков мы направляем на другие цели, где привлечение инвесторов по тем или иным причинам не эффективно: ремонт улично-дорожной сети, существующих государственных учреждений и прочее. Все-таки бюджет Петербурга примерно 700 миллиардов рублей. Триллион не за горами.
Максим Морозов: Стремимся к триллиону. Собираемость налогов хорошая.
Роман Голованов: Хорошая.
Максим Морозов: Как вы трансформировали свои внутренние процессы привлечения инвесторов. Речь о рекламе Петербурга внутри России и за рубежом. Иностранные инвестиции тоже важны, но сейчас действуют коронавирусные ограничения.
О ПРОДВИЖЕНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Роман Голованов: Навязчивый маркетинг не всегда хорош. Санкт-Петербург рекламирует сам себя. Количество инвесторов, которые приходят с различными инициативами, достаточно большое.
Максим Морозов: Это не пассивная позиция – говорить, что город сам себя продвигает? Просто своим существованием.
Роман Голованов: Я говорю, что навязчивый маркетинг не всегда играет правильную роль. У нас есть системный, структурный подход. Необходимо закончить начатые проекты. Дальше необходимо обеспечить реализацию инвестиционных инициатив, намерений, которые к нам пришли. Задача маркетинга – формирование запроса на следующие намерения. Маркетинг строится с помощью коммуникаций с крупными компаниями, имеющими миллиардные обороты.
Максим Морозов: В том числе на форумах, на встречах.
Роман Голованов: На форумах и встречах, через личные контакты. В малом и среднем бизнесе существует определенный маркетинг территорий, но это небольшие земельные участки. Маркетинг осуществляется через разные каналы, например, с помощью консалтинговых компаний, размещение информации на сайте. Однако уверяю, что информация о доступном земельном участке буквально разлетается среди участников рынка. Зачастую буквально через месяц мы получаем несколько заявок на предоставление этого земельного участка. Но для статуса необходимо участвовать в международных выставках. Инвесторы из Европы по-прежнему интересуются нашим городом и нашей экономикой.
Максим Морозов: Есть приоритетные регионы мира, с которыми вы работаете?
Роман Голованов: Больший акцент на российском инвесторе. Замечательный пример: этой осенью было открытие пятизвездочной гостиницы «Wawelberg», инвестор из Сибири. Мы работаем по всей России. Санкт-Петербург активно конкурирует с Москвой.
Максим Морозов: Как раз про конкурентные преимущества Петербурга. Как они меняются? На самом высоком уровне принята стратегия развития Петербурга и Ленобласти как агломерации. Этот формат исключают конкуренцию за инвесторов. Но де-факто мы видим, что есть объективные конкурентные преимущества у одного региона по сравнению с другим.
Роман Голованов:
Конкурентное преимущество Петербурга, которое появилось недавно, – регистрация «Газпрома» как налогового резидента Петербурга.
Приток инвестиций, связанный с деятельностью «Газпрома», ощущается на повышении спроса на земельные участки и объекты недвижимости в городе. Также переезд «Газпрома» в Петербург требует улучшения многих тем, связанных с развитием инфраструктуры. В городе активно развивается жилищная сфера и промышленные инвестиции. По-прежнему есть устойчивый спрос на квадратные метры в бизнес-центрах.
Максим Морозов: Существует дефицит земельного банка. В Ленинградской области земли объективно больше. Это ее конкурентное преимущество.
Роман Голованов: По такому принципу мы никогда не будем конкурировать с Ленинградской областью. Во-первых, нет такой задачи. Территория Ленинградской области в разы больше площади Петербурга. Однако многие инвесторы стараются найти земельный участок в Петербурге, а не через дорогу в Ленобласти. Это связано со спецификой ведения бизнеса в Петербурге. В Петербурге по некоторым направлениям бизнес зарабатывает больше, нежели в Ленинградской области. Необходимо оценивать конъюнктуру и принимать решения на основе аналитических отчетов.
Максим Морозов: Последний традиционный вопрос про 2022 год. Сейчас горизонт планирования у всех достаточно узкий. Какой он в Комитете по инвестициям?
Роман Голованов: Горизонт планирования работы комитета – 2040 год включительно. У меня на рассмотрении находятся проекты со сроком полного завершения (срок окупаемости, возврат инвестиций) в 2040 году. Даже есть проекты со сроками в 2050-х годах.