Расхождения между официальными данными по росту цен и личными наблюдениями граждан встречаются все чаще, например на рынке автомобилей. В 2021 году множество покупателей новых машин столкнулось с рядом проблем. В первую очередь – отсутствием нужных комплектаций в салонах, необходимостью встать в лист ожидания на несколько месяцев или переплатить за дополнительные товары и услуги, часто непропорционально дорогие. В результате, ценники, как по более бюджетным, так и дорогим авто, заметно превысили рекомендуемые значения от производителей. По данным Автостата, за 10 месяцев текущего года стоимость авто в рознице выросла на 23% – это даже больше, чем в девальвационном 2015 году. В ретроспективе последних семи лет, то есть с 2014 года, средняя цена автомобиля в России выросла на 107% и перевалила за отметку 2 млн руб. Грубо говоря, теперь средненький автомобиль обойдется примерно в 13 кв метров городской недвижимости в Петербурге – стандартная спальня, правда без учета стоимости кредита.
На фоне столь стремительного удорожания, невольно вспоминаются строки из классики: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Увы, но в 2021 году с этим несложно поспорить. Дело в том, что в недалеком 2014 году Минпромторг устанавливал нынешний порог ценовой планки для автомобилей, попадающих под налог на роскошь. И сейчас таковыми считаются автомобили стоимостью от 3 млн рублей. По состоянию на середину декабря роскошными стали и Volkswagen Tiguan, и Nissan X-Trail, и Skoda Kodiaq в более полных комплектациях.
В Минпромторге согласились, что нынешняя планка оказалась несправедливо заниженной. По предложению дилерской ассоциации ее стоить поднять примерно в два раза, – максимум до 7 млн рублей, что было бы сопоставимо с ценой просторной однушки в черте Петербурга. Со стороны государства пока никаких решений не последовало, впрочем, летнюю инициативу по повышению порога признали неудачной – не ясно как восполнить выпадающие доходы бюджета. Еще одна идея – индексация планки, правда в соответствии все с той же официальной инфляцией.