Спустя полтора года после ухода западных в том числе автопроизводственных компаний, отечественные автоконцерны так и не смогли отказаться от иностранных компонентов, просто заменив комплектующие из недружественных стран, на запчасти из дружественных — в первую очередь, из Китая.
Практически никаких изменений нет в УАЗе. По отчету Минпромторга компания набрала плюс-минус столько же оценочных баллов локализации, сколько и год назад. Отечественный производитель внедорожников оправдывается бюрократическими процедурами — мол, не все заявленные списки вовремя дошли, а также тем, что немалая часть продукции идет на экспорт в ближайшие страны, что позволяет пользоваться сниженными требованиями к количеству отечественных деталей.
Разводит руками и отечественный ГАЗ. Производитель легкой коммерческой техники не скрывает, что зависимость от импортных комплектующих за прошедший год даже увеличилась. «Российских аналогов необходимых комплектующих просто не существует, а некоторые мы закупаем в Белоруссии — в учет локализации соседи не входят», — констатирует производитель «Газелей» и «Соболей».
Единственным автозаводом, повысившим уровень локализации, причем заметно, стал АвтоВАЗ. Правда следом идет масса оговорок. Одним из ключевых факторов роста импортозамещения стал отказ от производства моделей и комплектаций с большим содержанием иностранных компонентов. Из гаммы Lada исчезли X-Ray и Largus, построенные на базе Renault, было отложено производство «Весты», а также всех исполнений авто с иностранными автоматическими коробками передач, системами ABS и ESP, а также подушками безопасности.
Фактически полуторакратный рост локализации АвтоВАЗу удалось показать за счет экстренной доделки самых возрастных и простых бюджетных моделей — «Гранты», советской и постсовесткой «Нивы». Причем возвращение части электронных деталей АвтоВАЗу засчитали за российские, закрыв глаза. Те же блоки ABS и ESP поставляются из Китая и дособираются в Костроме на японском оборудовании.
О том, что после 30 лет тотального перехода станы на западные товары, вернуть все обратно быстро не получится, было понятно сразу. Надежда теплилась на том, что шоковая терапия даст импульс к возобновлению производства средств производства, возрождению инженерной школы и НИИ, повсеместному открытию заводов. Проще говоря, к реиндустриализации. Пока тенденция, увы, другая: западное меняют на азиатское. Очень хочется верить, что это лишь переходный период и поручение президента все-таки будет выполнено.