ЦБ 04.12
$106.19
112.02
ЦБ 03.12
$107.18
112.80
ММВБ 03.12
$
<
BRENT 03.12
$73.69
7898
RTS 03.12
753.42
Telega_Mob

Очередной провал: проект электромобилей Zetta закрыт

Пять лет назад амбициозный тольяттинский проект Zetta обещал заполонить Россию дешевыми электрокарами. Правда, идея с самого начала казалась авантюрой. Ну, а на днях пришло подтверждение: проект Zetta закрыт навсегда. Разбираемся, почему за 30 лет в нашей стране ни один автомобильный стартап так и не дошел до финала.

Фото: Роспатент

Рецепт, как создать удачный проект, в теории достаточно прост. Помимо хорошей просчитанной идеи, требуется команда специалистов, производственные мощности, ресурсная база, финансовое обеспечение и подготовленный рынок сбыта. Как оказалось, из всего вышеперечисленного, у «Зетты» не было и половины. Энтузиасты-создатели нашли сборочную площадку в Тольятти, компоненты должны были закупаться за границей, а основным спонсором планировалось сделать государство.

Не задалось сразу. Во-первых, даже на компьютерных рендерах будущий бестселлер, похожий на Оку, выглядел не очень. В России за полмиллиона такая машина вряд ли бы нашла успех. Негодным оказался и техпроект, который пришлось переделывать. Падающий курс нашей валюты сделал невыгодным закупку запчастей на внешних рынках, а пандемия короновируса вообще похоронила поставки. Итог: 570 миллионов рублей инвестиций, из которых больше половины выделило государство, в очередной раз сгорели. Вместо электромобилей Zetta на территории предприятия теперь будут собирать более нужную для россиян продукцию — мебель.

Гибрид «ё-Мобиль», суперкары «Маруся», беспилотная маршрутка «Матрешка», а теперь и бюджетный электрокар Zetta — так сегодня выглядит кладбище российских автомобильных стартапов. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что ни один из этих проектов россиянам не был нужен. Зачем же тогда в них постоянно вкладывают деньги, в том числе и бюджетные? Официальная версия — ради прогресса. Мол, нужно увлекать молодежь перспективами, автопром двигает вперед и другие отрасли, например, модную IT-сферу, да и нынешний автомобиль всё равно рано или поздно исчезнет — статистика продаж электромобилей это подтверждает.

По факту, главный аргумент — так делают на Западе. Подавляющее большинство наших передовых идей, в том числе в автопроме — это калька с западных решений и их образа жизни. Раз там так делают, значит и нам надо — без оглядки на неподходящие условия, отсутствие реальной необходимости, покупательскую способность и многое другое. Несмотря на острое противостояние с Европой и Америкой, очень многие аспекты жизни по-прежнему без оглядки перенимаются оттуда.

На текущий момент эстафету «Зетты» подхватил еще один «первый российский электромобиль — «Атом». В Петербурге идет работа над премиальным электрогибридом E-NEVA. Оба стартапа курируются госкорпорациями, что должно давать определенные гарантии. Но на главный вопрос — нужны ли такие машины россиянам — ни тот, ни другой проект снова не отвечают.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Меньше чем через две недели майские праздники и активное начало загородного сезона. Но уже сейчас по пятницам и выходным у строительных гипермаркетов на…
В спорте, как в бизнесе, никогда нельзя останавливаться на достигнутом!
Партнёр компании «Апелляционный центр» предположил, что после обвинений в наличии плесени петербургскому производителю чая и кофе придётся локализовать…
Большинство мировых рынков стабилизируются. Это главный вывод из отчета Global Property Guide о динамике цен на жилье в 62 странах. 2023 год оказался спокойнее…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.