Рецепт, как создать удачный проект, в теории достаточно прост. Помимо хорошей просчитанной идеи, требуется команда специалистов, производственные мощности, ресурсная база, финансовое обеспечение и подготовленный рынок сбыта. Как оказалось, из всего вышеперечисленного, у «Зетты» не было и половины. Энтузиасты-создатели нашли сборочную площадку в Тольятти, компоненты должны были закупаться за границей, а основным спонсором планировалось сделать государство.
Не задалось сразу. Во-первых, даже на компьютерных рендерах будущий бестселлер, похожий на Оку, выглядел не очень. В России за полмиллиона такая машина вряд ли бы нашла успех. Негодным оказался и техпроект, который пришлось переделывать. Падающий курс нашей валюты сделал невыгодным закупку запчастей на внешних рынках, а пандемия короновируса вообще похоронила поставки. Итог: 570 миллионов рублей инвестиций, из которых больше половины выделило государство, в очередной раз сгорели. Вместо электромобилей Zetta на территории предприятия теперь будут собирать более нужную для россиян продукцию — мебель.
Гибрид «ё-Мобиль», суперкары «Маруся», беспилотная маршрутка «Матрешка», а теперь и бюджетный электрокар Zetta — так сегодня выглядит кладбище российских автомобильных стартапов. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что ни один из этих проектов россиянам не был нужен. Зачем же тогда в них постоянно вкладывают деньги, в том числе и бюджетные? Официальная версия — ради прогресса. Мол, нужно увлекать молодежь перспективами, автопром двигает вперед и другие отрасли, например, модную IT-сферу, да и нынешний автомобиль всё равно рано или поздно исчезнет — статистика продаж электромобилей это подтверждает.
По факту, главный аргумент — так делают на Западе. Подавляющее большинство наших передовых идей, в том числе в автопроме — это калька с западных решений и их образа жизни. Раз там так делают, значит и нам надо — без оглядки на неподходящие условия, отсутствие реальной необходимости, покупательскую способность и многое другое. Несмотря на острое противостояние с Европой и Америкой, очень многие аспекты жизни по-прежнему без оглядки перенимаются оттуда.
На текущий момент эстафету «Зетты» подхватил еще один «первый российский электромобиль — «Атом». В Петербурге идет работа над премиальным электрогибридом E-NEVA. Оба стартапа курируются госкорпорациями, что должно давать определенные гарантии. Но на главный вопрос — нужны ли такие машины россиянам — ни тот, ни другой проект снова не отвечают.