Уже более 100 лет весь мир при сборке автомобилей использует принцип Генри Форда, когда по линии движется остов будущей машины, на которую по пути навешиваются разные детали. Бросить вызов конвейеру решил эпатажный миллиардер Илон Маск, заявивший о создании совершенно нового подхода в производстве авто.
Глава Tesla предлагает разделить сборку на части в отдельных зонах и лишь в самом конце, соединять их вместе. Например, вместо того, чтобы красить весь кузов целиком, Маск предлагает делать это по элементам, да и то, не всем. По расчётам компании, только площади сборочных линий должны сократиться на 40%. Заметно уменьшится энергопотребление, а также использование расходных материалов. Кроме того, при инновационном подходе увеличится скорость постройки и запуск новых заводов Tesla. Итогом должно стать двукратное сокращение расходов на производство и выход на конечную стоимость одной модели Tesla в 25 тысяч долларов.
Эксперты тут же разделились на оптимистов и скептиков. Первые заявляют, что теоретически в подходе Илона Маска есть рациональное зерно. Если не все, то многие производственные решения в случае оптимизации действительно могут серьезно сократить расходы, учитывая, что никто со времен Генри Форда принципиально не менял сам принцип сборки машин — в основном в конвейер просто внедрялись автоматизированные решения, а идеалом завода виделся тот же конвейер, только с полным отказом от использования людей.
Аналитики Bloomberg, напротив, оптимизм не разделяют. По их подсчётам, в самом лучшем случае сократить расходы на производство автомобилей удастся на треть. Да и то, не совсем понятно, что Илон Маск имеет в виду, поскольку никаких подробностей его плана толком не известно. А без этого скептики называют заявления главы Tesla «непроверенными» и «рискованными».
Так или иначе, лучшее, что умеет делать Илон Маск — создавать ажиотаж вокруг себя и своих проектов. Во многом на очень грамотном и системном пиаре амбициозных проектов держится капитализация всех активов миллиардера. А вот реальные экономические показатели его компаний плавают, как и у всех — то вверх, то вниз. И с учетом китайской мировой экспансии, отрицательные значения в отчётах Tesla фигурируют всё чаще.