Первое удивление — график работы. Автосервис работает до пяти по будням, до часу в субботу и вообще не работает в воскресенье. Это стандарт, к которому тут все привыкли. Свободные вечера и уикенды с семьей в Германии ценятся выше любых прибылей.
В мастерской нет мойки, нет склада запчастей и даже приемки - все это и не нужно. Компоненты по всем СТО в округе развозят с центрального склада строго каждые 2,5 часа. Если что-то не подошло, через тот же интервал можно поменять. Запись ведет сам хозяин: она только предварительная, и как правило только по телефону.
Что касается мойки, то ее содержит сосед владельца СТО, и все машины проходят через него. Второй владеет клининговой компанией - убирает мастерскую по вечерам, а третий занимается утилизацией отработанного масла. Свои автомобили они обслуживают на этом же сервисе. Таким образом все зарабатывают с помощью друг друга.
В Германии отсутствует понятие экстренного ремонта. Благодаря высокому уровню жизни, люди меняют детали заранее, а не ждут, когда отвалятся колеса. Сервис, который найдет в машине больше неисправностей и обоснует их предварительную замену, считается более профессиональным. В России же подобная забота будет однозначно воспринята как «развод на деньги».
Немецкие автовладельцы почти не разбираются в запчастях, их выбор полностью делегируя сервису. В большинстве случаев все детали европейского происхождения и качества, да и стоят примерно одинаково. Так как именно СТО своей репутацией отвечает за вашу машину, компоненты неизвестных или дешевых брендов никто не поставит. Кстати, и со своими деталями на станцию вас не пустят.
Особенность ведения сервисного бизнеса в Германии напрямую связана с немецким образом жизни. Так, например, 70% населения живет в небольших городках численностью меньше 100 тысяч человек. А потому 90% - это постоянные клиенты сервиса — друзья, друзья друзей, соседи, коллеги, партнеры и знакомые. Плохо не сделаешь - обслуживаются в одном месте поколениями — даже реклама не нужна.
Ну, а мягкий климат, развитая инфраструктура и высокий уровень жизни позволяют долго сохранять машины в хорошем состоянии и не экономить на ремонте.