Одна из главных новинок – отечественные грузовики БАЗ. Показан тягач и самосвал. Техника выглядит серьезно и современно. Порадовало качество сборки и комплектующие: мотор и механическая коробка – с ярославского завода. Локализация заявлена на уровне аж 97%. Производить машины планируют в Петербурге на бывшем заводе MAN. Вот только предприятие это маленькое и было предназначено исключительно под крупноузловую сборку. Как там собираются наладить полный цикл и в каких объемах – пока не ясно.
Привлек к себе внимание ГАЗ, показав «Газель» NN в исполнении 4х4 – наш ответ топовым полноприводным «Мульванам» и «Мерседесам» V-класса. В комплектации салон-трансформер, два кондиционера, две печки, предпусковой подогреватель, круиз-контроль, мультимедиа для пассажиров и россыпь USB-портов. От иномарок наш микроавтобус отличает клиренс, которому позавидуют лучшие японские внедорожники. Правда и цена такой «Газели» однозначно улетит в космос.
Очень много техники отныне кооперационной. Тот же КАМАЗ, белорусский МАЗ, ульяновский СИМАЗ, а также новоиспеченные отечественные бренды вроде Altai расширяют линейки за счет сборных конструкторов – шасси и надстройку берут, например, свои, мотор от одной китайской фирмы, коробку от другой, кабину от третьей. Всё это собирается в единое целое в России и выводится на рынок как локализованное производство. И всё бы ничего, да только китайские агрегаты вытесняют отечественные. Зарекомендовавшие себя двигатели Weichai и Uchai вместе с коробками Fast Gear потихоньку переставляют вместо российских, чтобы не заморачиваться с разработкой своих. Это сегодня, увы, главный тренд почти всех наших производителей грузовиков и автобусов.
Чистокровных китайцев – две трети выставки. Непосвященному человеку названия машин мало что скажут, но выбор на любой вкус – от электрических одноместных тук-туков до шикарных магистральных тягачей. Хочешь газовых, хочешь дизельных. Есть всё под любые задачи. Такое же разнообразие и в стане автобусов.
Коммерческий транспорт для России является стратегическим. На нем по стране перевозятся грузы и люди, а также продукция ВПК. Именно поэтому производственная ситуация в сегменте гораздо лучше, чем в легковом секторе. Грузовики и автобусы мы пока еще можем делать сами. Однако по выставке Comtrans стало понятно, что искушения плюнуть на всю эту локализацию и снова менять нефть-сырец на заграничные автомобили, год от года становится всё больше.