Сюрпризов не будет: по прогнозам экспертов, весь год цены на машины будут расти. Повышенный утильсбор, компенсация ключевой ставки, нестабильный курс валюты и другие факторы отрицательно сказываются на стоимости. Шанс увидеть среднюю цену хорошо за 4 миллиона очень высок.
На этом фоне все как один высказались о падении продаж. Оптимисты говорят о спаде на 5%-10%, пессимисты — на 15%-20%. По этой же причине автопроизводства пересматривают годовой план. По некоторым брендам затоваривание складов наблюдалось уже в конце прошлого года. Судя по всему, тенденция будет продолжаться.
Впервые с 2022 года прогнозируется отток китайских брендов. В России сегодня так или иначе присутствует не менее 50 азиатских марок, не все из которых пользовались спросом. А вот модельные ряды лидеров рынка будут расширяться, в первую очередь, в сторону «премиума» — из-за цен на масс-сегмент особых надежд у дилеров нет.
Аж пять новинок готов в 2025 году представить АвтоВАЗ. Самая знаковая модель — Lada Iskra, которая должна в перспективе сменить «Гранту». Напомню, что это серьезно переработанный проект на базе Renault Logan III, оставшийся от французов. Еще одна новинка — классическая «Нива» с более мощным 1.8-литровым мотором, которого поклонники машины ждали больше 40 лет.
Медленно, но растет процент локализации на предприятиях, которые собирают китайские машины под российскими марками. «Москвич» отчитался, что перешел на крупноузловую сборку со сваркой и окраской кузовов. На большинстве работающих предприятий российские теперь аккумуляторы, стекла, шины, часть пластиковых деталей и многие другие компоненты. Правда с локализацией самих компонентов тоже не все просто.
Есть вероятность, что после 10 лет простоя, вновь заработает бывший завод General Motors под Санкт-Петербургом. На нём планируется сборка кроссоверов Jaecoo J7. Проблемными активами по-прежнему остаются бывшие предприятия Toyota и Ford.
Главная тенденция последних трех лет продолжится и в 2025 году: если у вас есть деньги на новую машину — покупайте её сегодня, завтра она будет еще дороже. Что касается развития, то государство в этом году выделит вдвое больше средств автозаводам. Насколько эффективно субсидии будут использованы, узнаем, как обычно, через год.