Должны ли современные застройщики сохранять историческую преемственность?
Мне кажется, они должны видеть контекст того места, где они строят. В том числе, конечно, исторический контекст, хотя он связан не только с историей. Он связан и с ландшафтом, и с экономическими, и социальными аспектами, с архитектурой. Поэтому, они должны его не то, что сохранять, а внедрять в проект. При этом, это ни в коем случае не должно происходить буквально. Исторические стили с якобы исторической лепниной, и все попытки как-то буквально повторять историю, скорее, уничтожают контекст, чем создают его.
Что такое «правильная» урбанистика?
Есть один очень простой критерий «пятнадцатиминутного города», когда вы, выходя из своего дома за 15 минут может попасть практически в любое место, которое вам может прийти в голову. Это может быть магазин цветов, место, где вы можете выпить кофе, и в идеале, даже работа. Очень важно, чтобы эти 15 минут было приятно прогуляться. Кроме того, в современной урбанистике очень важна идентичность. «Балтийскую жемчужину» все знали с самого начала, ещё до того, как её построили, и даже те, кто ни разу не видел, знает, что это за проект.
К чему сегодня тяготеет дизайн жилых комплексов?
Есть две несомненные тенденции. Во-первых, внутри жилых комплексов создают пешеходную среду, это очень важно. Например, в Барселоне, блоки в районе, который построил ещё Ильдефонс Серда, сейчас объединяют несколько кварталов, и внутри них создают пешеходные зоны. Или, например, в Милане, квартал Порта-Нуово полностью пешеходный, и стоит на стилобате, а в стилобате - парковка. В Петербурге в «Балтийской жемчужине» создали культуру хранения автомобилей в подземном паркинге со спуском на лифте с жилого этажа, при этом все дворы – пешеходные, это тоже соответствует последним европейским тенденциям. Мне кажется, второе совершенно очевидное направление в дизайне — он становится экологичным, везде появляется разная зелень, и это не только скверы, это то, что называется «вертикальное озеленение», когда у вас озеленяются фасады, плюс зеленые крыши. Мне кажется, что упор на зеленый дизайн и дальше будет набирать обороты. Скажем, в «Балтийской жемчужине» это решено очень разнообразно, там не только привычные тополя и липы, но есть и туи, и сакура, и многие виды лиственных деревьев и кустарников. Это создает именно дизайн в прямом смысле этого слова и выглядит как визуальное разнообразие.