Максим Морозов: Дмитрий, как и по каким причинам со временем меняется набор локаций, наиболее привлекательных с точки зрения покупки там коммерческой недвижимости в инвестиционных целях?
Дмитрий Сидоренко: Появляются новые жилые комплексы. Потенциальный инвестор смотрит на жилой комплекс и на трафик. Если жилой комплекс строится возле метро и он обеспечен остановками общественного транспорта, если комплекс строится, и в нём будет проживать 10-15 тысяч человек, то для потенциального инвестора это очень интересно. Для того, чтобы получать доходность от коммерческого помещения очень важен трафик. Чем больше людей проходит рядом и посещает его коммерческое помещение, тем больше чек и выше доходность объекта.
Максим Морозов: Как можно охарактеризовать стабильность этого трафика? Квартиры люди покупают под себя, покупают в инвестиционных целях, не всегда живут там, это могут быть объекты под сдачу студентам, которые не всегда имеют возможность купить то, что продаётся в этих коммерческих помещениях. Насколько это разнообразная аудитория, насколько стабилен и платёжеспособен этот трафик?
Дмитрий Сидоренко: В инвестиционных целях, по нашей статистике, продаётся примерно 10-15% квартир. Всё остальное люди покупают для себя, для проживания, то есть кто-то расселяется, покупает родным и близким, детям, приезжают из других городов, улучшают жилищные условия.
Максим Морозов: На какие параметры объекта коммерческой недвижимости рекомендуют обратить внимание специалисты, если существует выбор в одной или двух сопоставимых локациях?
Дмитрий Сидоренко: Конечно, здесь нужно обращать внимание на то, где находится коммерческое помещение, которое вы хотите приобрести. Находится ли оно рядом с остановкой общественного транспорта или с пешеходным переходом. Находится ли это коммерческое помещение на торце здания или на красной линии, или оно расположено во дворе. Естественно, преимущество отдаётся тому, что находится на красной линии, что находится на торцах здания, что находится рядом с остановками. Что это за помещение? С витринными окнами или не с витринными? Есть ли якорь? Якорь — это гипермаркет, который, допустим, размещается рядом с этим коммерческим помещением и обеспечивает дополнительный трафик. Необязательно это гипермаркет, может быть это какая-нибудь медицинская лаборатория или медцентр, которые тоже привлекает людей, студия красоты или что-нибудь подобное.
Максим Морозов: Приветствуются и поощряются ли оптовые покупки?
Дмитрий Сидоренко: В последнее время у нас появились оптовые покупатели, которые берут не по одному, а по три-четыре помещения в наших комплексах.
Максим Морозов: Есть ли для них программа лояльности?
Дмитрий Сидоренко: Конечно, да. Программа лояльности существует, мы согласовываем индивидуальные условия, предоставляем дополнительные скидки за повторные покупки, это всё индивидуально. В нашей компании существует гибкий подход ко всем продажам, и мы только рады, если люди будут приходить покупать не по одному помещению, а по несколько.