Максим Морозов: Дмитрий, как бы вы охарактеризовали поведение покупателей недвижимости: тех, кто покупает для себя, и тех, кто покупает в инвестиционных целях? Как меняется поведение в последние несколько месяцев в динамике?
Дмитрий Фалкин: Если в последние дни февраля это были инвестиционные покупки с целью сохранения денег, то сейчас мы видим новый всплеск интереса к готовым квартирам, которые можно использовать для собственного проживания.
В последние несколько недель все ожидали снижение ключевой ставки, которое мы с вами увидели буквально на днях. Поэтому сейчас мы ожидаем всплеск интереса покупателей.
Мы видим возвращение рассрочек от застройщиков. Это тоже важный фактор для рынка. Например, мы в RBI уже в мае открыли наши стандартные программы по нескольким проектам.
Максим Морозов: Как меняется спрос на коммерческую недвижимость в связи с тем, что некоторые компании с иностранным капиталом приостанавливает работу или уходят из России?
Дмитрий Фалкин: Мы строим коммерческую недвижимость в достаточно узком сегменте: это встроенно-пристроенные помещения в жилых домах. У них традиционное назначение – это стрит-ритейл. Стрит-ритейл уже хорошо натренирован двумя годами пандемии, поэтому чувствует себя на данный момент достаточно стабильно. Это формирование как раз кварталов в шаговой доступности, так называемый «город в городе», когда в 15 минутах ходьбы можно закрыть практически все свои потребности: это банки, магазины у дома, пекарни, аптеки. В последние годы мы наблюдаем на рынке, как бы это парадоксально не звучало, дефицит качественного предложения для стрит-ритейла. Именно поэтому мы в RBI уже много лет практикуем такой формат продажи коммерческих помещений, как аукцион.
Максим Морозов: Об апарт-отелях хотел ещё с вами поговорить, чтобы всё успеть. Как в связи с «полузакрытыми», так скажем, границами и общеэкономическим спадом меняется заполняемость апарт-отелей и в принципе их привлекательность с точки зрения инвестиционных покупок?
Дмитрий Фалкин: Если говорить о наших апарт-отелях, о сети ARTSTUDIO, то на майские праздники у нас овербукинг.
Мы видим, что внутренний туризм восстанавливается. Хорошая заполняемость номеров позволяет нам оптимистично смотреть в будущее.
Что касается стоимости самого юнита, то здесь я замечаю тенденцию, которую мы видели в разгар пандемии около полутора лет назад:
когда апартаменты опять же в условиях нестабильности рынка в течение какого-то периода не росли в цене, но как оказалось, цена метра в апартаментах напрямую связана с ценой квадратного метра жилья в аналогичном сегменте рынка в аналогичной локации. И этот небольшой спред, который образовался очень быстро, с лихвой перекрылся инвесторами, оптовыми покупками.
Цена апартаментов выросла, догоняет цену жилья в соответствующей локации в соответствующем сегменте. Поэтому сейчас, как мне кажется, мы наблюдаем второй виток той же самой ситуации. Именно сейчас хорошее время, чтобы инвестировать в апартаменты, пока они существенно не выросли в цене.
Максим Морозов: На практике, какие вопросы задают, в том числе, в вашем отделе продаж потенциальные покупатели апартаментов в инвестиционных целях?
Дмитрий Фалкин: Конечно, всех в первую очередь интересует работа управляющей компании.
Максим Морозов: И доходные программы.
Дмитрий Фалкин: И доходные программы. Именно открытость управляющей компания играет важную роль. Например, мы в отделе продаж демонстрируем, конечно, обезличенные данные из личного кабинета реального покупателя апартамента, который уже сдан и эксплуатируется управляющей компанией. Это именно тот юнит, который хочет приобрести наш потенциальный покупатель. Когда есть возможность посмотреть в онлайне доходность от такого же номера, который ты планируешь к покупке, конечно, это снимает очень много вопросов. Цифры — гораздо лучше, чем слова.
Максим Морозов: Один из самых популярных запросов в интернет-поисках, я не поленился и сам проверил, действительно выскакивает — «покупать недвижимость сейчас или подождать?». Довольно много аналитических статей на эту тему. Если бы к вам за советом обратились друзья или знакомые, на какие моменты вы бы посоветовали им обратить внимание перед тем, как они сами примут окончательное решение?
Дмитрий Фалкин: В первую очередь, нужно оценить свои возможности. Если решение принято, и есть финансовые возможности, я предлагаю покупателям посмотреть на то, что предлагает рынок на текущий момент, и оценить уникальность этого предложения. На примере нашего объекта Futurist на Петроградской стороне можно говорить об уникальном фасаде: он выполнен из юрского мрамора, который добывается только в одном месте на планете – в Баварии. Мы понимаем, что в ближайшее время на рынок вряд ли выйдут подобные предложения, тогда как юрский мрамор стал уже визитной карточкой бизнес-класса, тем, что будет отличать именно ваш дом от многих других предложений в этом классе.
Максим Морозов: Дмитрий, спасибо!
Дмитрий Фалкин: Спасибо, Максим!