В Госдуме доработали законопроект о местном самоуправлении, который стал продолжением поправок, внесённых в Конституцию в 2020 году. Суть заключается в том, чтобы синхронизировать законы с тезисом о создании в России единой системы публичной власти. Примечательно, что депутаты, вероятнее всего, не будут вносить в документ одно из ключевых нововведений, которое в него изначально закладывали, а именно – не будут ликвидировать двухуровневую систему МСУ с укрупнением муниципалитетов, пишут «Ведомости». Ранее Вячеслав Володин заявил, что необходимо «беречь село и местную элиту». Города федерального значения поправки также не затронут — они смогут, как и прежде, выстраивать свою систему местного самоуправления, однако, например, власти Ленобласти проводят реформу МСУ. Подробнее о том, как меняется роль муниципалитетов, в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с соавтором Конституции России, бывшим полпредом президента в Петербурге Сергеем Цыпляевым.
Максим Морозов: Напомните, пожалуйста, в чём заключается поправка, касающаяся создания единой системы публичной власти?
Сергей Цыпляев: Идея реализации единой системы публичной власти заключается в том, чтобы государственная власть получила больше рычагов влияния на местное самоуправление.
Исходно Конституция Российской Федерации предполагала, что местное самоуправление весьма автономно и не входит в систему государственной власти. Это исключало возможность прямого диктата, назначения и снятия соответствующих должностных лиц. Однако всё это было возвращено в Конституцию, вложено в раздел «Местное самоуправление».
Имеется в виду фактический контроль за кадровым составом и достраивание вертикали до местного самоуправления посредством идеи публичной власти. Пока наша управленческая идеология выглядит так: я тебя назначил, я тебе приказал, ты исполнил. Будешь плохо исполнять, я тебя уволю.
Максим Морозов: Как пишут источники, депутаты, вероятнее всего, не будут вносить в документ одно из ключевых нововведений, которое закладывали изначально. Они не будут ликвидировать двухуровневую систему местного самоуправления с укрупнением муниципалитетов.
Сергей Цыпляев: Местное самоуправление должно быть максимально близко к гражданам и должно решать большинство вопросов, с которыми они сталкиваются. Грех или искус сделать всё единообразным, как в армии, постоянно посещает нашу управленческую мысль.
Впрямую из Конституции не вытекает то, что система должна быть унифицирована.
Сейчас мы зависли в промежуточной фазе. Существуют два уровня. Например, в области есть посёлки и городки, а также районная система. Между ними поделены полномочия и финансы. Это самый тяжёлый вариант, который имеется сегодня.
Максим Морозов: В Ленинградской области районы преобразуются в округа. Насколько это целесообразно?
Сергей Цыпляев:
В Ленинградской области ликвидируются нижестоящие муниципалитеты. Я считаю, что для управленцев сверху — это удобно, а для людей — плохо, так как исчезает возможность решать вопросы конкретного посёлка или деревни в местных органах. Власть поднимается выше и отрывается от граждан.
Я понимаю, что и у нас, и у наших соседей есть проблема нехватки денег на уровне муниципалитетов. Но если государственная власть будет постоянно перераспределять налоговые возможности в свою пользу, денег всегда будет не хватать.
Максим Морозов: Прецедент Санкт-Петербурга — 111 муниципальных образований внутри города федерального значения. Как возникла такая сложная структура и насколько целесообразно сохранение всех 111 муниципалитетов?
Сергей Цыпляев: Это была история борьбы, в которой я тоже участвовал. К сожалению, идея создания нормального муниципального управления в городе проиграла. По сути была создана имитационная модель местного самоуправления в Москве и Петербурге: городах, которые всегда били себя в грудь и говорили, что они – оплоты демократии. Но как только люди начинают решать вопросы внутри, а не снаружи, то они превращаются из демократов в максимально авторитарных руководителей. Мы помним, кто автор поправки, которая вывела два города из общего законодательного регулирования. Это вообще-то противоречит Конституции, ведь перед федеральной властью все субъекты равны.
В Петербурге было создано 111 муниципалитетов, в которых 1500 депутатов имеют два-три полномочия и распоряжаются двумя процентами консолидированного городского бюджета, а все остальные деньги распределяют 50 депутатов Заксобрания.
Вряд ли эту систему можно назвать эффективной, осмысленной и наполненной разумным содержанием. Мы уже 10 000 раз натыкались на то, что снег у нас падает локально, а убирается централизованно. Видим, как это происходит и как мы с этим мучаемся.