В 2024 году на учете состояло чуть более 200 тыс. иностранцев, что почти на 40% меньше, чем в 2023-м, подчеркнула Светлана Агапитова. Вопрос миграции, по ее словам, стал особенно актуальным после теракта в «Крокус Сити Холле». За ним последовало ужесточение законодательства, что и привело к текущей ситуации.
Светлана Агапитова о мигрантах:
В 2024 году было отмечено значительное сокращение числа выданных иностранным гражданам видов на жительство, — на 30%. Аналогичным образом уменьшилось количество разрешений на временное проживание, выданных иностранцам, — на 33%. В 2024 году в Управление внутренней миграции ГУ МВД поступило 5235 заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации. По большинству из них были приняты положительные решения, однако этот показатель в три раза ниже, чем в 2023 году. В течение года иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 2500 преступлений, что несколько меньше, чем в предыдущем году. При этом количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан, также заметно уменьшилось — на 17%.
Помимо этого, Агапитова ответила на вопрос депутатов о некоторых короновирусных ограничениях, которые до сих пор действуют в городе на Неве. Речь, в частности, идет о запрете митингов и шествий.
Светлана Агапитова об ограничениях:
В текущей редакции постановления правительства Санкт-Петербурга № 121 действительно сохраняются некоторые запреты и ограничения, включая ограничения на публичные мероприятия. Наверное, мы не можем оценить эффективность тех или иных мер, принимаемых для профилактики инфекционных заболеваний, и определить, являются ли они необходимыми. Как вы знаете, в Санкт-Петербурге до сих пор закрываются школы и детские сады на карантин. Также стоит отметить, что один из психоневрологических интернатов был закрыт на длительное время в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора. Возможно, существуют и другие опасности, о которых нам пока неизвестно. Поэтому, получив вопрос об основаниях для продления данных ограничений, я обратилась к губернатору. Надеюсь, что мы получим ответ от него в ближайшее время.
Также омбудсмен затронула тему поддержки участников СВО. Она подчеркнула, что возвращение военнослужащих в Петербург должно быть «безболезненным».
Светлана Агапитова о поддержке военных:
В настоящее время мы уделяем особое внимание вопросам совершенствования системы адресной помощи военнослужащим, которые вернулись из зоны СВО. Все мы знаем о многочисленных мерах поддержки, которые уже предоставляются в нашем городе. Однако мы также чувствуем, что вскоре наступит весна нашей победы, а это значит, что предстоят новые испытания, тысячи военнослужащих вернутся к мирной жизни. Наша цель — создать условия, в которых каждый военнослужащий будет чувствовать, что его здесь ждут. Каждому должна быть доступна медицинская и социальная реабилитация, а также психологическая помощь и содействие в трудоустройстве, если это необходимо.
Кроме того, Светлана Агапитова посетовала на то, что в Северной столице значительно снизились показатели рождаемости. В прошлом году на свет появилось на тысячу детей меньше, чем в 2023-м. В абсолютных цифрах это чуть более 42 тысяч малышей. Одновременно с этим увеличилось число абортов, но только около 7% из них были сделаны по медицинским показаниям.
Светлана Агапитова об абортах:
По данным Комитета по здравоохранению, в эту статистику не входят аборты, сделанные в частных клиниках. На протяжении многих лет на высшем уровне говорят о необходимости введения обязательной отчетности по абортам в таких учреждениях, однако решение до сих пор не принято. В этом году мы планируем уделить особое внимание работе женских консультаций. Часто именно в женских консультациях врач или психолог помогают женщине принять взвешенное решение.
К слову, еще в середине марта петербургские депутаты внесли в ЗакС законопроект, предполагающий штрафы за склонение к абортам. А в конце прошлого года СМИ активно обсуждали заявление депутата Госдумы Михаила Романова о том, что Петербург может стать первым городом в стране, где прерывание беременности выведут из программы ОМС. Вопрос парламентарий поднял на заседании городского правительства, но поддержки чиновников, во всяком случае публичной, не нашел.