Почти 400 трамвайных остановок в Северной столице можно причислить к категории потенциально опасных. Речь идет о тех, что расположены прямо на проезжей части, вне выделенных полос и «островков безопасности», пишет «Деловой Петербург» со ссылкой на данные «Горэлектротранса». При этом, эксперты спорят о том, насколько обособление остановок может осложнить жизнь автомобилистам и предлагают совсем инновационные способы решения проблемы.
Происшествия с пассажирами трамваев, которые вынуждены выходить из транспорта прямо на проезжую часть, в Петербурге не редкость. Не далее как седьмого ноября такое ДТП произошло на улице Савушкина, где женщина на иномарке сбила выходящую из трамвая 14-летнюю девочку, а в июне в похожую ситуацию на улице Академика Лебедева попала женщина, отправившаяся после встречи с невнимательным водителем в больницу с переломами. Проблему мог бы решить, например, московский опыт, где в отсутствие выделенных для трамваев полос остановки оборудуют по принципу «островков безопасности». В Северной столице, как пишет «Деловой Петербург», такая сейчас всего одна — на Московском проспекте. В то время как в столице с 2017 года их построили уже 400. Впрочем, глава Союза пассажиров России Кирилл Янков не считает этот вариант панацеей для Петербурга и предлагает инновационный для страны метод обеспечения безопасности:
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков В Петербурге есть достаточно узкие улицы с трамвайным движением — та же Садовая, например. И как на той же Садовой найти место для специальной приподнятой трамвайной остановки? Это сужает проезжую часть и создаёт ещё больше проблем. Поэтому пути повышения безопасности могут быть разные — это могут быть действительно приподнятые остановки, огороженные барьером и, наверное, на широких улицах, там, где остался трамвай посередине проезжей части и там, где этого нет, наверное, этим путём надо идти. Но есть другие способы решения этой проблемы, а именно: устанавливается светофор для автомобилей, который автоматически включается красным цветом, когда трамвай останавливается на остановке, а когда трамвай отъезжает, он включается зелёным. Такой метод не используется пока даже в Москве, хотя за рубежом есть примеры его использования.
При этом, по мнению некоторых экспертов, в Петербурге этим процессом обеспечения безопасности на трамвайных остановках просто некому заниматься. Ведь по идее, комитет по градостроительству и архитектуре только планирует новые трамвайные линии, но не проектирует их, комитет по развитию транспортной инфраструктуры занят автомобильными дорогами, а комтранс эксплуатирует ту инфраструктуру, что уже есть. Кроме того, выделенные «островки», по идее, действительно могут максимально неудобно сужать проезжую часть, что затруднит движение автомобилистов. Однако, член комиссии ЗакСа по развитию комфортной городской среды Михаил Амосов считает, что это может работать как раз наоборот:
Депутат Заксобрания Петербурга Михаил Амосов Получается, на многих магистралях, таких как проспект Науки, 2-й Муринский, многих других улицах, меня останавливает, как автомобилиста, светофор, а ещё в собственном режиме меня останавливает трамвай, который под мои колеса, так сказать, высаживает пассажиров. И я тоже должен останавливаться. Вот если бы мы это синхронизировали, то есть, вышли люди на вот этом «островке», а на тротуар они переходят, когда загорается соответствующий сигнал светофора. В этом случае, я думаю, мы бы очень много времени могли сэкономить для автомобилистов. Мне кажется, что это вопрос актуальный, его надо бы обсуждать и на него надо бы тратить деньги.
Стоит напомнить, что еще с прошлого года для автомобилистов ужесточили правила проезда трамвайных остановок, что, по идее, должно было улучшить ситуацию с безопасностью. Если раньше начинать движение можно было и при открытых дверях общественного транспорта, то по новым нормам необходимо дождаться их закрытия и того момента, когда погаснет световое табло «Внимание, пассажир».