Отношения с Финляндией после длительного кризиса начавшегося в 2014 года, наконец, вышли в деловую плоскость. Это подтверждает и статистика. Так, уже в этом году товарооборот между странами вырос на 20%. При участии Росатома в стране Суоми построили АЭС, а финский «Фортум» запустил в России новые мощности, в том числе в сфере возобновляемой энергетики. В ближайшее время Петербург и Хельсинки начнут совместно заниматься вопросами развития городской среды. Об этом на днях сообщил губернатор Александр Беглов. Есть и минусы. Несмотря на позитивные тенденции, финский бизнес продолжает покидать Россию. От строительства завода за 30 млн евро отказалась Tikkurila. Как пишет РБК, убытки несет Atria. Кроме того, стороны свернули и ряд перспективных межгосударственных проектов, среди них, похоже, и «Серебряное измерение».

А вот в отношениях с Эстонией, Латвией и Литвой аналитики прогресса не видят. Не в последнюю очередь негатив связан с вводом российской транзитной инфраструктуры, которая нанесет, возможно, смертельный удар по прибалтийским портам. Так, в этом году спецпредставитель президента Сергей Иванов заявил о том, что все отечественные сухие удобрения вскоре будут экспортироваться через порт «Усть-Луга». Переориентацией транзита на Балтике занимаются «Новотранс» и оператор вагонов «Технотранс», который планирует построить зерновой терминал на территории морского порта «Высоцк».

Впрочем, есть проблемы и неэкономического характера. В ходе тематической конференции участники говорили о милитаристских настроениях в отношении России среди прибалтийской молодежи, которые якобы сознательно подогревают власти соседних республик. Отдельный пункт – притеснение русскоязычного населения. В начале декабря министр Сергей Лавров призвал ЕС отреагировать на ситуацию. А на днях Ответственный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы даже призвал представителей Венецианской комиссии оценить законность ликвидации образования на русском языке в Латвии.