Перечень заболеваний, при которых не получится легально сесть за руль, существует с 2014 года и очевидно требует уточнения и расширения. Сейчас в стоп-лист, например, входит шизофрения, эпилепсия или дальтонизм. Все они должны остаться и в новом списке, но появятся и новые. Например, как пишет «Парламентская газета» со ссылкой на проект документа Министерства здравоохранения, противопоказанием могут стать невротические расстройства, даже такое довольно распространенное в нынешнее время, как тревожное. Актуализировать планируют и перечень заболеваний глаз – в новом документе он будет проходить как понятие «аномалия цветового зрения». Сейчас водить машину запрещено только тем, у кого диагностирована ахромотопсия — то есть человек видит мир исключительно черно-белых. В новом документе, который, к слову, может вступить в силу уже осенью, появятся и другие патологии — например, плохое восприятие красного или зеленого цветов. Автоэксперт Владимир Сажин убежден, что внести актуальные поправки можно и в отношении иных заболеваний:
При этом довольно тяжелые патологии ног или вообще отсутствие нижних конечностей препятствием для управления автомобилем являться, согласно проекту постановления, не будут. Например, водить можно тем, кто стоит и ходит с трудом — больные полиартритом, кифосколиозом или слоновостью. Правда, автомобиль в таком случае должен быть оборудован специальными приспособлениями. Или же особые медицинские приспособления необходимо иметь водителю. Любопытно, что в «черный список» на управление автотранспортом якобы попали и те, у кого есть так называемое «расстройство половой идентификации»: трансвеститы, транссексуалы, фетишисты и педофилы. В Минздраве поспешили опровергнуть эту информацию, которая вызвала резонанс. Однако, как обтекаемо отметил замглавы ведомства Олег Салагай, расстройства личности, особенно затяжные и хронические, все же могут быть заградительными. Как это связано с безопасностью дорожного движения, рассуждает медицинский юрист Наталья Патрушева:
Добавим, что многие эксперты сходятся во мнении, что помимо потенциального уточнения и дополнения списка заболеваний, необходимо усилить контроль за выдачей медицинских справок водителям. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин призвал Росздравнадзор активизировать работу в этом направлении: в частности, проверить организации, которые сейчас торгуют такими документами.