В Петербурге произошло два резонансных происшествия на воде: оба связаны с так называемым «навалом» одного судна на другое. К счастью, обошлось без пострадавших. В целом по стране, согласно данным МЧС на начало июля, зарегистрированы 99 инцидентов с кораблями, в которых погибли 73 человека, пишут «Известия». При этом на происшествия с маломерными судами приходится около 5% всех смертей на воде. Подробнее о том, почему катера врезаются друг в друга, несмотря на строгую регламентацию движения — в материале шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова.
Северо-Западная транспортная прокуратура проводит проверку после того, как на выходных теплоход «Чайка-СПГ» совершил навал на прогулочное судно «Василий» рядом со Свердловской набережной. У одного из маломерных кораблей имеются повреждения фальшборта и надстройки в кормовой части, у другого — повреждено леерное ограждение в носовой части. Обошлось без пострадавших. Продолжает президент группы компаний «Городской центр экспертиз», капитан третьего ранга в запасе Александр Москаленко:
Президент группы компаний «Городской центр экспертиз», капитан третьего ранга в запасе Александр Москаленко Движение на воде достаточно строго регламентировано — примерно так, как регламентировано движение на дорогах. Второе — людей к управлению судном допускают только после сдачи экзаменов. Наличие прав ещё не означает, что ты лихой судоводитель, — требуется опыт и ровно так же, как и на дорогах, требуется соблюдение правил движения. Причём на воде, как ни странно, это бОльшая проблема, чем на суше. Почему? Уж больно инертно судно на воде, по сравнению с машиной: невозможно нажать на педаль тормоза и остановить его за 10-15 метров — этот пробег в 2-3 раза больше! Кроме того, если дорога инертна, то есть она нам не мешает, мы едем по ней и едем, то на воде, особенно на реках и особенно на Неве, где очень большое течение, самые разные течения влияют на движение. Их необходимо учитывать, а лучше всего иметь опыт движения именно в этой местности. Очень часто в движении на воде присутствует элемент из вождения по дорогам 90-х — «У меня крутая машина, я еду, ну-ка все посторонитесь!» К сожалению, это бывает до сих пор.
Двумя днями ранее произошёл ещё один навал. В минувшую пятницу катер «Галеон» врезался в цепи крепления швартовочной бочки крейсера «Аврора». Пострадавших и повреждений судов нет. Прокуратура также проводит проверку. Рассуждает председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга, капитан первого ранга в запасе Сергей Фёдоров:
Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петербурга, капитан первого ранга в запасе Сергей Фёдоров Управление судном, даже маломерным — это сложнейшая задача. Я очень хорошо помню, как нас, курсантов высших военно-морских учебных заведений, обучали управлять катером водоизмещением до 20 000 тонн. Честно вам скажу, что мы помяли столько бортов! Мы сорвали столько кранцев, когда проходили практику! Это сложная и очень важная задача. Наши законы разрешают управлять катером, начиная с 16 лет. У нас могут управлять катером, по-моему, от 10 «лошадей», люди, достигшие 18 лет. При этом они должны иметь ещё и право на управление автомобилем. Я не думаю, что это нужно менять. Нужно организовать под эгидой правительства Петербурга, общественных объединений судоводителей специальные курсы, которые бы давали квалификацию в управлении на воде малым транспортным средством и катером побольше.
Отметим, что в России планируют ужесточить правила поведения на воде для водителей маломерных судов. Об этом сообщило издание «Татар-информ» со ссылкой на главного государственного инспектора Татарстана по маломерным судам Юрия Венедиктова, который заявил, что МЧС готовит ряд предложений в связи с тем, что в кодексе прописаны не все нарушения.