По одной из версии, «красные комнаты» — это своего рода «страшилка» запретного интернета, потому что сложно поверить, что есть сайты, где люди платят за то, чтобы посмотреть на пытки, побои и убийства. Другие уверены в их существовании. Пользователи форумов обсуждают эти незаконные площадки даркнета последние лет пять. Истории тех, кто якобы попадал в такие закрытые клубы публиковал американский портал Reddit. По словам одного из них, это дорого и сложно. Доступ к аккаунтам продается за большие деньги, пароль можно получить после проверки «администраторов». За сверхоплату маниакальным зрителям дают право руководить каждым действием «палача».
Из рассказа другого завсегдатая таких чатов, который позже растиражировали западные СМИ – насильники якобы всегда устраивают расправы по указке зрителей из разных стран. В описанном им примере неизвестные люди в масках расстреляли рыдающего мужчину. Публика щедро оплачивала зрелище казни. Само это описание очень похоже на то, что происходило на средневековых площадях, отмечает клинический психолог Владимир Крупин.

Доказанных фактов проведения нелегальных стримов с убийствами в сети нет – только рассказы тех, кто называет себя свидетелем. С одной стороны, можно поверить, что соучастники строго соблюдают конспирацию. С другой, за годы преступлений в публичном поле должна была заявить о себе хотя бы одна из уцелевших жертв. Кроме того, кто-то из асоциальных зрителей наверняка бы нарушил условия договора и выложил бы доказательства в сеть. Надо поминать, что подобные бойцовские или гладиаторские поединки – это всегда потенциально наказуемая история. Даже если все происходило с согласия жертвы – эти дела относятся к составам публичного обвинения. Другое дело, что они вряд ли происходят в реальности.

Десять лет назад во Франции широко обсуждался документальный фильм, в одном из эпизодов которого участники реалити-шоу пытали друг друга. По правилам телевикторины, игроки по очереди задавали вопросы связанному человеку, а за каждый неправильный ответ – били током. Участники эксперимента не знали, что их конкуренты – статисты, а электрошокер – просто реквизит.
Этот случай хорошо говорит о том, что камера способна стимулировать проявление насилия. Во время видеофиксации у агрессора появляется подсознательное ощущение спектакля. Это как бы легализует сам процесс преступления, дарит ложное оправдание «игры». Другой немаловажный фактор, влияющий на «режиссеров жестокости» – психологическое состояние общества. В десятые годы французы только отходили от последствий мирового экономического упадка. Тогда как, по мнению некоторых аналитиков, Россия долгое время пребывает в политическом кризисе – и это также может провоцировать нестабильных личностей на жестокие поступки.

Фильм французов отсылает к другому классическому эксперименту более чем полувековой давности. Американские психологи во главе со Стэнли Милгрэмом изучали влияние боли на память и готовность людей подчиняться авторитету. В рамках исследования один участник – «учитель» проверял способности запоминать другого, «ученика». Каждая ошибка в ответе каралась все более сильным разрядом тока. За процессом наблюдал третий участник – экспериментатор - который приказывал учителю продолжать наказание. В большинстве случаев «учитель» слушался, хотя мог остановиться в любой момент. В знаменитом эксперименте Милгрэма 65% продолжали увеличивать напряжение вместо того, чтобы сжалиться над жертвой. Когда французы повторили этот опыт на камеру, показатель жестокости подскочил до 80%.