Как пишет «Российская газета» со ссылкой на депутатов, профильный бизнес зарабатывает на такой модели распространения контента около 180 миллиардов рублей в год. При этом как минимум у 20% клиентов подключены сервисы, которыми они не пользуются. Причин здесь несколько. Ключевая — забывчивость граждан. Часто о том, что у них есть та или иная подписка они узнают уже после списания денег в пользу онлайн-кинотеатра. Последние, к слову, обычно еще и максимально усложняют схему отключения от их услуг. Мнение председателя петербургской организации потребителей «Общественный контроль» Всеволода Вишневецкого:
Отметим, что впервые предложение закрутить гайки онлайн-сервисам прозвучало еще полтора года назад. Тогда говорилось, что push-уведомления должны содержать не только предупреждение о списании денег, но возможность моментальной отписки от ненужных более услуг. Обсуждение документа, впрочем, затянулось из-за активного сопротивления кинотеатров. Параллельно, к слову, обсуждался законопроект, который вводит ответственность для компаний, вводящих в заблуждения пользователей. Например, если заявленные условия подписки не соответствует действительности, отсутствует часть контента или требуется за него дополнительно заплатить. Комментирует глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
К слову, Роспотребнадзор ранее предлагал также усложнить подключение платных услуг операторам связи. Предполагается, что новые сервисы в личном кабинете клиента смогут появляться только в результате его активных действий — отправки смс или исходящего вызова. Весь этот процесс компания должна будет детализировать в ежемесячном отчете. Также операторов планируют наказывать штрафами за навязчивую рекламу. Пока надзорные органы ограничиваются предупреждениями. На днях, например, соответствующее предписание петербургское УФАС выдало «Ростелекому», который, по мнению антимонопольщиков, лишил клиентов возможности выразить согласие или не согласие на получение коммерческих объявлений.