Идея была более чем амбициозна – провести сквозь льды гражданское судно, показав всему миру пригодность маршрута для перевозки, как грузов, так и людей. Неслучайно все путешествие поминутно фиксировала кинокамера. Однако вечные льды так и не пропустили исследователей. До «чистой» воды им не хватило буквально 800 метров. Корабль, разорванный пополам, тонул несколько часов, что позволило спасти практически весь экипаж и выгрузить на лед большое количество продовольствия и оборудования. Это в конечном итоге и спасло команду от неминуемой гибели в условиях холода.

Неудивительно, что за почти 90 лет история подвига челюскинцев обросла огромным количеством легенд. Пик мифотворчества пришелся на начало 2000-х. Именно тогда появилась версия, что на самом деле пароходов было два. Вторым, якобы шел корабль «Пижма» с 2 тысячами заключенных на борту, который взорвали после гибели «Челюскина». В качестве подтверждения газета «Труд» в 2001 году опубликовала рассказ казанского радиолюбителя Гурьянова о том, как его наставник перехватил радиосеанс американских летчиков. Речь в эфире шла о спасении около Аляски 300 русских политзаключенных.

В 2009 году российский исследователь Лазарь Фрейдгейм провел большую работу в попытке обнаружить след «Пижмы», но потерпел неудачу. А за три года до этого подводники смогли обнаружить останки «Челюскина», причем его одного. Корпус корабля лежит на глубине почти 50 метров на ровном киле. Впрочем, споры не утихают до сих пор. Несомненным считается одно - именно с подвигом челюскинцев началась эпоха освоения Северного морского пути. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев», новые ледоколы типа «Сталин» и создана полярная авиация. Наконец, лагерь полярников стал основой для создания первой дрейфующей станции - «Северный полюс».