ЦБ 13.06
$71.68
87.33
ММВБ 13.06
$73.5
90.03

Почти 90 лет со дня подвига

86 лет назад в Ленинград зашел легендарный пароход «Челюскин». Подвиг исследователей по-прежнему актуален. В 2019-м, как и в 1933-м от России требуют доказать свое право на обширные территории в Северном Ледовитом океане.

Идея была более чем амбициозна – провести сквозь льды гражданское судно, показав всему миру пригодность маршрута для перевозки, как грузов, так и людей. Неслучайно все путешествие поминутно фиксировала кинокамера. Однако вечные льды так и не пропустили исследователей. До «чистой» воды им не хватило буквально 800 метров. Корабль, разорванный пополам, тонул несколько часов, что позволило спасти практически весь экипаж и выгрузить на лед большое количество продовольствия и оборудования. Это в конечном итоге и спасло команду от неминуемой гибели в условиях холода.

Теодор Кренкель, сын радиста парохода «Челюскин» Эрнста Кренкеля Принято говорить героизм и так далее, но люди никогда себя героями не считали, они говорили о том, что выполняют свою работу. По жизни у отца и многих полярников было именно такое отношение. Да, их встречали, вся страна следила. Когда они на поезде ехали в Москву, огромные толпы людей встречали, они выступали там на каждой станции.

Неудивительно, что за почти 90 лет история подвига челюскинцев обросла огромным количеством легенд. Пик мифотворчества пришелся на начало 2000-х. Именно тогда появилась версия, что на самом деле пароходов было два. Вторым, якобы шел корабль «Пижма» с 2 тысячами заключенных на борту, который взорвали после гибели «Челюскина». В качестве подтверждения газета «Труд» в 2001 году опубликовала рассказ казанского радиолюбителя Гурьянова о том, как его наставник перехватил радиосеанс американских летчиков. Речь в эфире шла о спасении около Аляски 300 русских политзаключенных.

Полярник, экс-директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский Я уверен на 100% никакого корабля там не было, потому что по Северному морскому пути заключенных не возили, их возили оттуда через Тихий океан из Владивостока, потому что не каждое судно могло пройти по Северному морскому пути. Я слышал эту историю. Да, она в свое время наделала какого-то шума. Я тогда был директором музея, и мы всячески пытались это нивелировать и сказать, что это просто ерунда на конной тяге. Из той же серии, что у Гитлера были подземные заводы в Антарктиде, это примерно одно и то же. История то она другим запомнилась, и правильно, вот этим лагерем челюскинцев. Это была первая такая мощная акция, когда люди остались на дрейфующем льду и сохранили жизни, спокойствие. Спасательная операция, полярные летчики, первые герои Советского союза – это действительно был очень мощный толчок для того, чтобы понимать, что нельзя отпускать пароходы без ледокольного сопровождения, и второе, что можно использовать опыт, который был в этом лагере.

В 2009 году российский исследователь Лазарь Фрейдгейм провел большую работу в попытке обнаружить след «Пижмы», но потерпел неудачу. А за три года до этого подводники смогли обнаружить останки «Челюскина», причем его одного. Корпус корабля лежит на глубине почти 50 метров на ровном киле. Впрочем, споры не утихают до сих пор. Несомненным считается одно - именно с подвигом челюскинцев началась эпоха освоения Северного морского пути. Были построены новые грузовые суда типа «Дежнев», новые ледоколы типа «Сталин» и создана полярная авиация. Наконец, лагерь полярников стал основой для создания первой дрейфующей станции - «Северный полюс».

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

НЕ ФОРМАТ: заасфальтированные двери и нечто, вылезавшее из люка
Business FM Петербург представляет свежую подборку новостных заголовков, которые обычно не встретишь в деловом эфире.
Российские предприниматели будут торговать на AliExpress
Поначалу они смогут работать на платформе только для российских покупателей.
Юрий ЦУРКАН: «Нелегальные гиды – питательная среда теневого бизнеса»
Ежегодно Петербург посещает свыше миллиона китайских туристов. При этом только пятая часть из них работает с официальными фирмами.
Россия готова к цифровизации госуправления лучше, чем многие развитые страны мира
Осталось убедить в ее необходимости как граждан, так и самих чиновников. Проблемы грядущей реформы эксперты обсудили на конференции, организованной в…

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.