О том, что проблемы с лифтами обязательно будут, эксперты предсказывали еще в начале 2022 года. Тогда, напомним, страну покинули основные поставщики грузовых и пассажирских кабин, в том числе компании Otis и Kone. В профильных структурах, впрочем, призывали не нагнетать ситуацию. Специалисты подчеркивали, что ремонтировать оборудование можно и без участия иностранцев, а необходимые детали давно производят в Китае. Лифт в Шушарах, по данным СМИ, проработал в многоэтажке десять лет. Не так уж и много, если разобраться. Другое дело, как он обслуживался. Комментирует бывший глава комитета по строительству Петербурга, девелопер Вячеслав Семененко:
Произошедшее можно было бы списать на случайность, но таких случайностей в последнее вовремя становится все больше. За примерами далеко ходить не надо. За день до инцидента в Шушарах сорвался с петель лифт со строителями на севере Москвы. Один из них погиб, второй находится в тяжелом состоянии. Всего же, по данным Национального лифтового союза, за последние пять лет в стране произошло более 330 несчастных случаев с подъемниками, жертвами которых стали около 130 человек. По словам экспертов, главная проблема заключается в дефиците государственного и общественного контроля, а санкционные ограничения лишь усугубили ситуацию. Мнение исполнительного директора «Первой лифтовой ассоциации» Юрия Клюшнева:
Добавим, что к началу 2025 года, согласно действующей госпрограмме, необходимо заменить или вывести из эксплуатации около 100 000 лифтов или более четверти от всего зарегистрированного оборудования в стране. Эту цифру ранее озвучила зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Все они отработали более 25 лет. Однако завершить процедуру к сроку, очевидно, не удастся, поэтому Минстрой уже предложил продлить программу до 2027-го, а в идеале — до 2030 года. Время необходимо для закупки и доставки в страну новых механизмов, которые в силу известных событий стали вдруг в дефиците. На этом фоне остается лишь уповать на удачу и с большим старанием соблюдать правила безопасности в кабине — не прыгать, не перегружать и оперативно сообщать диспетчеру о посторонних звуках и запахах.