Новые лидеры, наподобие Сергея Удальцова или Павла Грудинина, коммуникация с избирателями и беспрецедентная открытость на выборах - это главные вызовы на перспективу, по мнению петербургских политологов.
Уже сегодня, как говорят специалисты, в России создается новая политическая прослойка – партии электронного типа. Яркий тому пример - так называемая «партия Навального» и, находящаяся несколько лет на стадии регистрации, «Пиратская партия». Фактически таким организациям не нужны большие штабы, достаточно прямого доступа в Интернет. Важна и новая повестка, выстроенная вокруг харизматичных лидеров. Без акцента на идеологию, которая к 2021 году может и вовсе потерять актуальность. И здесь возникает масса вопросов, как к коммунистической партии, так и к некоторым другим, - заявили эксперты в ходе тематического заседания «Экспертного клуба».

Еще одна проблема компартии, по мнению политологов, превращение в своеобразную франшизу, которая плохо контролируется руководством. Понимание этого уже есть и у обычных избирателей. Кандидаты, которые яростно отстаивают коммунистические идеи во время кампании, практически не работают с электоратом после прихода к власти. Они даже готовы заключать союзы с, казалось бы, идеологическими противниками, что доказали муниципальные выборы в Петербурге.

Впрочем, и с лидерами в левоцентристском движении все не очевидно. Еще пару лет назад таковым мог стать вышедший из заключения Сергей Удальцов. Ажиотаж вокруг его персоны, в том числе со стороны СМИ, был огромный. Однако, Удальцова «отторгли» практически все близкие по духу объединения, сочтя его непредсказуемым. Другой пример - Павел Грудинин, которого некоторые прочили на место Геннадия Зюганова. После президентских выборов глава Совхоза им. Ленина попал под жесткий прессинг на фоне финансового скандала, и сейчас его политические перспективы не столь однозначны. Не стоит упускать из виду и мировые тенденции. Некоторые страны с левой идеологией уже отходят от достаточно утопической коммунистической идеи. На смену старым партиям приходят социал-демократические объединения, взявшие за основу шведскую модель, где сторонники «государства всеобщего благосостояния» неизменно занимают первое место на выборах с 1917 года. Нечто подобное в свое время пытался реализовать президент СССР Михаил Горбачев, а годы спустя экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков. Первая попытка закончилась крахом государства, вторая лишь - судебными разбирательствами.