А свыше 70% россиян поддержали отмену обязательного ЕГЭ для не поступающих в вузы. Об этом свидетельствуют данные ВЦИОМ. Эксперты уверены, что реформа неизбежна, особенно на фоне проблем, которые «высветила» пандемия.
О реформе ЕГЭ говорят чуть ли не самого его появления в 2001 году. Учителя жаловались, что тест не демонстрирует настоящие знания, вторили им и родители. На первых порах противились даже вузы. Например, МГУ отказывался принимать выпускников по его результатам. Об изменениях, которые должны улучшить систему, регулярно рапортуют профильные ведомства. Так, Рособрнадзор ранее обещал, что к 2030 году выпускники школ будут выполнять во время ЕГЭ задания по моделированию виртуальной реальности, а результаты будут оцениваться с помощью «компьютерных интеллектуальных систем». По сути же мало что изменилось. В итоге школьная жизнь превратилась в триатлон, а рекордных показателей от детей требуют чуть не с детсада, - рассказала на пресс-конференции в ТАСС директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко Этот ком «достигательства» параллельно же идёт с психологическим напряжением. Ближе к ОГЭ - всплеск какого-то нездоровья системы. Финал, к большому сожалению, именно ЕГЭ - он воспринимается как финал. Почему-то не просматривается, есть ли жизнь после этого ЕГЭ. Дети, родители и педагоги не представляют, что делать, если ты вдруг взял и завалил, хотя бы ОГЭ. Есть видение развития этого процесса, взять и отделить ЕГЭ от основного образовательного школьного процесса. Во-первых, дошли до 9 класса. Отдайте тем, кому не нужен профиль, кто собирается пойти в колледжи, аттестат без надрыва, чтобы мы не прыгали из окна. Кому нужен профиль, сдавайте перед десятым классом ОГЭ. А ЕГЭ вообще перенести в вузы.
Проблема еще и в том, что реальной альтернативы единому госэкзамену сейчас не видит никто. Его влияние распространилось далеко за пределы сферы образования, - считает заслуженный учитель России Александр Снегуров. Нюанс еще и в том, что реформы требует не только экзамен, но и вся система.
Заслуженный учитель России Александр СнегуровЯ предлагаю несколько шагов. Снижение бюрократизации, безусловно. Она невыносима наросла. Затем остановка конвейера шаблонизации. Говорят, что в советской системе стандарты повелевали, а сейчас - индивидуальный подход. Об этом я слышу на экзаменах в вузе, да и где я только ни слышу. В общем-то, индивидуальность человека так, по сути, и не учитывается. Гуманизация образования, конечно же. Снижение рисков, забота о здоровье тоже сюда входит. Восстановлений разрушенной цепочки «школа-вуз-работа», то есть гарантированная работа после получения профессии.
Изменения в системе ЕГЭ одобряют и некоторые депутаты Госдумы. Так, зампред комитета по образованию и науке Максим Зайцев предложил разрешить пересдачу экзамена. Это, по его мнению, позволит получить более высокий балл тем, кто вдруг перенервничал или плохо подготовился. Еще одна инициатива - увеличить количество бюджетных мест в вузах, а на самом ЕГЭ убрать камеры и металлодетектеры для контроля сдающих, чтобы лишний раз не травмировать детей.