Россия по-прежнему отстает от мировых лидеров по числу роботов в промышленности.
Роботы-промоутеры, медицинские диагносты, дроны-охотники на «черных» лесорубов и тракторы с искусственным интеллектом. Все это уже несколько лет активно производят в России, но встретить «умную» технику на службе человека проблематично. Отечественный рынок все еще с настороженностью относится к новациям, к тому же стоят они не дешево. Между тем российские роботы пользуются огромным спросом за рубежом, - рассказал в ходе тематической конференции в Росконгрессе коммерческий директор компании «Промобот» Иван Колегов.
Коммерческий директор компании «Промобот» Иван Колегов С самого начала мы делали ставку не только на российский рынок, но и на зарубежный. Сейчас, спустя пять лет мы, если не ошибаюсь, отгружаем наших роботов в 38 стран – это и Африка, и Австралия, и Южная Америка, и Северная Америка, Азия. Везде есть наши роботы. Сейчас в районе 60-65% занимает именно экспорт. Понятно, что есть страны, которые легче, быстрее, без какой-то осторожности относятся к российским производителям — это Ближний Восток, Южная Америка, они гораздо проще и быстрее закрывают контракты, чем европейские или американские производители. Из года в год в 2 или 3 раза в сумме мы прирастаем в экспорте. Спрос есть, интерес есть и барьеров со стороны заказчиков мы не ощущаем.
В то же время Россия по-прежнему отстает от мировых лидеров по числу роботов в промышленности. Для сравнения, если в прошлом году отечественные предприятия установили около тысячи роботов, то американские и японские более 40 тыс. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники, для их обслуживания в стране не хватает около 20 тыс. квалифицированных сотрудников. Впрочем, положительно повлиять на сложившуюся ситуацию может коронавирус. И примеры этому уже есть.
Член правления International Federation of Robotics Алиса Конюховская Появилась новая актуальность применения роботов в медицине. Возникают новые разработки, решения, направленные на то, чтобы минимизировать контакт больных с врачом. Мы даже сделали исследование совместно с Минкомсвязью о том, какие российские компании делают разработки сейчас, чтобы помогать врачам, помогать с задачами дезинфекции или даже в производстве, какие робототехнические решения внедряются для производства медицинского оборудования или производства масок. Мы думали, что нам пришлют порядка 5 кейсов от отечественных компаний, в итоге нам прислали больше 30 разных кейсов. Это очень интересно то, как быстро российские компании адаптируются и предоставляют решения в данный кризисный момент для борьбы с пандемией.
Эксперты прогнозируют, что для популяризации робототехники в России потребуется не менее 5 лет. Впрочем, некоторые компании и организации, в том числе государственные, уже имеют опыт работы с высокотехнологичной техникой. В ЦБ купюры сортирует автомат, который называют уникальным. Недавно человекоподобный робот стал «сотрудником» МФЦ в Перми. В тульском Музее оружия дроид водит экскурсии. А на днях стало известно, что ВТБ передаст машине часть операций с клиентами.