С января власти могут существенно увеличить санкции за нарушение ПДД до 50%. Кроме того, автовладельцы лишатся возможности оплачивать «письма счастья» с пятидесятипроцентной скидкой.
За непристегнутый ремень безопасности, как пишут «Ведомости», придется отдать 1 500 рублей. На данный момент, напомним, требуют тысячу. С 30 000 до 45 000, согласно поправкам в КоАП, вырастет также штраф за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, изменится вилка за превышение скорости. Если сейчас автомобилисты рискуют лишиться от 500 до 5 000 рублей, то со следующего года любителям неоправданно быстрой езды стоит готовить от 750 до 7 500 рублей. Аналогичная картина с игнорированием требований дорожных знаков или разметки. Максимальное наказание по этим статьям, заметим, рассчитано для Москвы и Петербурга. Мнение автоюриста Льва Воропаева:
Автоюрист Лев Воропаев Мне кажется, такой подход не совсем конструктивен. Почему? Потому что небольшое увеличение штрафов не сможет существенно изменить ситуацию на дорогах в плане безопасности дорожного движения. Многие состоятельные люди, управляющие транспортными средствами, воспринимают штрафы как налог, который позволяет им ездить с той скоростью, которую они считают подходящей. Поэтому увеличение штрафов на 50% или 25% не остановит таких водителей. Очевидно, что в этой ситуации нужно учитывать стоимость автомобилей, которыми управляют нарушители. Это, возможно, подействует на них. Более того, я считаю, что стоит рассмотреть вопрос о лишении права управления, если у водителя накопилось много штрафов, особенно если они не были оплачены в определённый период. На мой взгляд, это были бы действенные меры, а всё остальное — просто косметические изменения, которые не приведут к улучшению ситуации на дорогах.
Добавим также, что поправки в закон касаются не только роста штрафов, но еще и возможности уплачивать их со скидкой. Сейчас при нарушении большинства ПДД автовладелец в течение 20 дней может заплатить лишь половину суммы. Сделано это было в свое время для повышения дисциплины. После принятия изменений придется гасить уже 75% от первоначальной суммы, но срок льготной оплаты вырастает до 30 дней. В правительстве убеждены, что это не скажется на собираемости, так как граждане уже давно привыкли рассчитываться за правонарушения в короткие сроки. При этом часть собранных средств планируется вложить в развитие дорожной инфраструктуры. Комментирует автоэксперт Роман Гуляев:
Автоэксперт Роман Гуляев Штрафы — это мера наказания, поэтому их так или иначе нужно оплачивать. Репрессивный аппарат государства функционирует, хотя и не всегда гладко. Проблема заключается в том, что камеры фиксации нарушений устанавливаются без достаточного обоснования. С точки зрения дорожного движения, не всегда оправдано введение ограничений. Часто мы видим, что они направлены лишь на то, чтобы взыскать с автовладельцев больше средств. С этим необходимо бороться. На мой взгляд, если и повышать штрафы, то должна быть установлена определённая ответственность. Ответственные органы должны отчитываться о причинах введения тех или иных ограничений, а у граждан должна быть возможность оспорить эти решения так же, как и возможность обжаловать штрафы.
Заметим, что о повышении штрафов для автомобилистов думают и на региональном уровне. В Северной столице, например, недавно приняли в первом чтении законопроект, который подразумевает санкции от трех до 50 000 рублей в отношении таксистов, игнорирующих требования к цветовой гамме транспорта. Дополнительное наказание депутаты хотят ввести также для перевозчиков, которые не предоставили сведения о своих тарифах на поездки уполномоченным органам.