Как честному предпринимателю обезопасить себя от недобросовестного контрагента, который пытается уйти от уплаты налога, используя схему так называемого «бумажного» НДС? Эта тема стала одной из основных на Петербургском налоговом форуме. Мнения и комментарии представителей ФНС - подробнее в материале Business FM Петербург.
Проблема «бумажного» НДС, несмотря на постепенную чистку среды и обеление рынка, не теряет своей актуальности. По статистике, каждый квартал городские инспекторы обрабатывают примерно 70 тысяч деклараций по налогу на добавленную стоимость, из них 16 тысяч – «нулевые», а 7 тысяч – те самые, с расхождениями, которые связаны с «бумажным» НДС. Рассказывает заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу Тигран Нерсесян.
Заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу Тигран Нерсесян Все эти декларации сразу становятся на контроль. Благодаря тому, что сейчас у нас есть механизм по аннулированию таких деклараций, мы находим лиц, которые представили эти незаконные декларации, аннулируем их и тем самым налоговый разрыв сдвигается ближе к выгодоприобретателям. Хотелось бы обратиться к налогоплательщикам: вы же понимаете, что, используя "бумажный" НДС, вы так или иначе себя приближаете к Федеральному реестру предполагаемых выгодоприобретателей. Вы себя заводите во все эти риски. Мы видим в телеграм-каналах предложения по покупке "бумажного" НДС, по его использованию. Пожалуйста, лучше проинформируйте об этом налоговую службу, потому что у нас есть способы удаления таких информационных ресурсов.
Ключевой вопрос: как добросовестный налогоплательщик может обезопасить себя от претензий со стороны ФНС при разрыве цепочки НДС на пятом или шестом уровне? В Петербурге зарегистрировано примерно 380 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, и предприниматель физически не может нести ответственность за подрядчика, который оказался недобросовестным. Отвечает начальник Управления камерального контроля ФНС России Алексей Касянюк.
Начальник Управления камерального контроля ФНС России Алексей Касянюк Если кратко: нет никаких инструментов, которые позволяли бы узнать, что у вас в цепочке есть проблемный контрагент на пятом или шестом звене. Вопрос уже к нам, к налоговым органам: какое право мы имеем шантажировать налогоплательщика убрать вычет? Есть институт гражданского контроля, есть часть нашего общества, как бизнес-сообщества, так и гражданского общества, которое готово помогать наводить порядок в стране, чтобы жить было приятно. Просьба повлиять на своего контрагента, чтобы он заплатил НДС или какой-нибудь другой налог или оформлял сделки правильно - наверное, подход верный: проинформировать, что есть проблема.
В Налоговой службе подчёркивают, что неважно, в каком звене произошёл разрыв, вопрос в реальности сделки с первым контрагентом – именно её оценивает инспектор. Продолжает заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу Юлия Костецкая.
Заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу Юлия Костецкая Когда вы эту сделку заключаете, вы прекрасно понимаете: этот ли плательщик вам поставил этот товар, этот ли перевозчик вам доставил этот товар. И в данном случае налогоплательщик должен проявлять должную осмотрительность, он должен понимать: что это за сделка? И, безусловно, подтверждать её документами. Не счёт-фактура и ТОРГ-12 - безусловно, это эти документы важны. Но нужны документы, которые подтверждают реальность выполнения этой работы: доставка товара, происхождение товара и так далее.
Тем не менее, практика свидетельствует о том, что, даже не имея умысла уклоняться от уплаты налогов, плательщик не застрахован от предъявления к нему претензий, если поставщик будет признан «технической» компанией. Защитить интересы в таких ситуациях возможно, в том числе, с помощью налоговой оговорки, которая предусматривает возмещение потерь и убытков от неправомерных действий контрагентов.