Каким образом в современных реалиях меняются характеристики жилья бизнес-класса? Каковы ключевые тенденции строительства и продаж в этом сегменте по предварительным итогам 2023 года? И какие основные черты можно выделить в портрете покупателя такой недвижимости? Об этом обозреватель Business FM Татьяна Копылова беседует с директором департамента по маркетингу и продажам компании «Балтийская жемчужина» Асей Левневой.
Татьяна Копылова: Поговорим сегодня о недвижимости бизнес-класса в России. Первый вопрос о том, а что же вот входит в понятие «жилье бизнес-класса»?
Ася Левнева: Я бы здесь скорее поговорила о критериях определения недвижимости бизнес-класса. Что я нам с вами и предложу сделать.
В первую очередь надо обратить внимание на локацию. Как мы с вами знаем, обычно объекты бизнес-класса, премиального сегмента, располагаются в центральных районах города.
Наш проект располагается в Красносельском районе, поэтому с точки зрения локации, наверное, Центральный район как основное месторасположение можно уже не рассматривать. Это понятие стало значительно шире.
Татьяна Копылова: Что-то мне подсказывает, что жилье бизнес-класса должно удивлять и своей архитектурой. Это не могут быть простые банальные «коробки»... Какой, на ваш взгляд, должна быть эта концепция или, можно даже сказать, философия?
Ася Левнева: У каждого проекта должно быть своё лицо. Конечно же, покупатели объектов бизнес-класса хотят жить в каком-то уникальном месте, в уникальном доме, рассказывать и показывать, какое замечательное у них теперь есть «пространство для жизни».
Мы, безусловно, создаем и продаем не квартиры, не квадратные метры, а новое место для жизни, и оно должно быть, естественно, уникально во всем. Кто-то является приверженцем классического петербургского стиля, а кто-то предпочитает очень технологичные проекты. Поэтому, бизнес-класс — это конечно, и фасады, и места общего пользования, которые должны быть созданы по индивидуальному проекту, индивидуальному дизайнерскому решению.
Бизнес-класс — это, естественно, малое количество квартир на этаже. Бизнес-класс — это высокие потолки, это панорамные окна. Это соответствующая подготовка самих квартир, предчистовая отделка, современные радиаторы, остекление, входные двери и группы. Все это создаёт уникальность и «бизнесовость» проекта, назовём это так.
Татьяна Копылова: Но ведь есть ещё какие-то практичные вещи, например, закрытый двор или удобный паркинг...
Ася Левнева: Обязательно.
Конечно, это должны быть закрытые охраняемые дворы. Это должны быть очень продуманные пространства, где каждый житель рассматривает сценарий своего времяпрепровождения не только в своей квартире, но и в непосредственной близости.
У нас, например, в проектах Lotos club и Riviera club предполагаются и какие-то закрытые площадки для семейного времяпрепровождения, у нас есть амфитеатр с елкой, которую можно будет наряжать к Новому году, панорамные качели, у нас есть места для занятия спортом, детское оборудование для разных возрастных групп. Есть и места для уединенного отдыха с необычными малыми архитектурными формами. Это очень важно. Люди обращают на это внимание.
Татьяна Копылова: Вопрос по поводу тенденций, которые мы наблюдали в этом 2023 году, который заканчивается. Тенденции строительства и продаж недвижимости бизнес-класса — какими они были?
Ася Левнева: Сейчас первая довольно интересная тенденция — мы наблюдаем активное «вымывание» недвижимости бизнес-класса. Только за третий квартал 2023 года предложение в этом сегменте сократилось на 19%. Снижение обусловлено активизацией покупательской активности, мы это видим и по себе, и отсутствием нового предложения. При этом в структуре спроса наибольшей популярностью стали пользоваться объекты в высокой степенью готовности, несмотря на естественно более высокую стоимость квартир в этом случае. Для людей важна готовность, они хотят чувствовать надёжность и знать, что этот объект будет построен.
Татьяна Копылова: Можно в каких-то цифрах, насколько увеличился объём продаж по итогам этого года?
Ася Левнева: Сейчас есть уже определённая статистика. С июля по сентябрь было реализовано на 65% больше квадратных метров бизнес-класса, чем за аналогичный период прошлого года. Честно говоря, мы рассчитываем, что этот показатель, может быть, не в такой степени, будет дальше увеличиваться, но он по-прежнему будет довольно высоким, я имею в виду в части спроса. Потому что для большей части покупателей основным драйвером к покупке выступила волатильность валюты и желание сохранить собственный капитал.
Ещё одной причиной стало ожидание снижения доступности ипотечного кредитования, рост ключевой ставки.
Эксперты предсказывают, что в декабре нас могут ждать дальнейшие сюрпризы.
Татьяна Копылова: Кстати, по поводу денег, раз уж мы о них заговорили. На сколько в ценовом выражении выросла стоимость квадратного метра жилья бизнес-класса в этом году?
Ася Левнева: В среднем за третий квартал она выросла на 5-10%, в зависимости от проекта, от его готовности. Мы тоже, несмотря на то, что один из наших объектов вывели в июне, за этот период уже дважды повышали стоимость.
Татьяна Копылова: Как вы это оцениваете в динамике, по сравнению с прошлым годом? Этот скачок?
Ася Левнева: Это скачок, но он не резкий. Он предсказуемый. Понятно, что, если спрос превышает предложение, что остаётся делать застройщикам? Увеличивать цены.
Татьяна Копылова: Тем не менее, квартиры покупают, как мы видим из вашего рассказа. Можете описать портрет покупателя недвижимости бизнес-класса в этом году?
Ася Левнева:
Покупатели недвижимости бизнес-класса в первую очередь ориентируются на качество проекта, а не на его цену. При этом, естественно, они финансово-юридически подкованы и стремятся получать самые выгодные условия при приобретении квартиры.
И, очевидно, что наличие у покупателей бизнес-класса денег на покупку жилья высокой ценовой категории — это не случайность, а осознанный путь к успеху, поэтому они также осознанно подходят к приобретению недвижимости.