В последнее время мы стали свидетелями большого количества споров между банками и приставами. Почему так произошло, что случилось и кто виноват? Давайте разбираться.
Согласно действующему законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, банки не имеют права списывать средства со счетов компаний и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к высокой степени риска.
В 2022 году для целей недопущения незаконных операций стала доступна специальная платформа Центробанка «Знай своего клиента», благодаря которой банки могут увидеть, к какой из категорий риска относится компания или индивидуальный предприниматель.
Принцип данной платформы можно сравнить с работой светофора. Так, транзакции клиентов, находящихся в «зеленой» зоне, должны проводиться без всяких ограничений. Те, кто попал в «желтую» зону, требуют особого, повышенного внимания. Компаниям же, находящимся в «красной» группе риска, банки обязаны незамедлительно запретить проведение практически всех видов транзакций до их ликвидации.
При этом в законодательстве образовалась коллизия, поскольку, согласно части 8.1 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ, в обязанности банков также входит осуществление операций по исполнительным документам. Получается, что кредитные организации оказались в ситуации, когда им приходилось выбирать «меньшее из зол» — нарушать «антиотмывочное» законодательство или быть оштрафованными приставами за неисполнение их предписаний. Справедливости ради, по части 2 и части 3 статьи 17.14 Кодекса об административных правонарушениях штрафы грозили серьёзные — до одного миллиона рублей на организацию и до ста тысяч рублей на должностное лицо. Учитывая, что с такими ситуациями банки сталкивались очень часто, данная коллизия стала настоящей проблемой. Результатом сложившейся ситуации стало большое количество жалоб со стороны банков на неправомерные действия приставов. Суды, к сожалению, так и не смогли прийти к единодушию в данном вопросе, однако нередко выносили решения в пользу приставов.
В связи с этим, 26 апреля 2024 года заместитель председателя Центрального Банка Ольга Полякова выпустила информационное письмо о некоторых особенностях применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в котором порекомендовала банкам в течение трех рабочих дней с момента получения соответствующего предписания от Федеральной службы судебных приставов направлять приставам уведомления о том, что, согласно пункту 6 статьи 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ, списывать средства по исполнительным документам у компаний, находящихся в высокой группе риска, можно только после их исключения из единого государственного реестра.
Данная рекомендация связана с тем, что приставы могут не знать о том, что компания-должник находится в высокой группе риска. Соответственно, для исключения проблемных ситуаций приставам необходимо подать соответствующий «сигнал» о том, почему их предписания не могут быть исполнены.
Представитель Федеральной службы судебных приставов также выступил с заявлением о том, что данная позиция была выработана совместно, а практика привлечения кредитных организаций к ответственности за неисполнение предписаний прекратится, но только в том случае, если банки будут своевременно направлять необходимые уведомления.
Представители Росфинмониторинга также изъявили желание обсудить происходящее с Центробанком и ФССП.
Насколько эффективным решением ситуации окажется такой подход — покажет время, ведь, как говорится, «практический результат ― единственный критерий истины»!