На минувшей неделе мир банкротной практики ошеломили две новости. И если первая была весьма ожидаема и обсуждаема сообществом, то вторая стала настоящим «громом среди ясного неба», несмотря на то что в кулуарах давно говорили о необходимости подобных изменений. Сегодня поговорим о нововведениях, которые будут интересны каждому юристу, бизнесмену и топ-менеджеру.
29 мая 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ, введённые Федеральным законом от 29.05.2024 № 107-ФЗ. Рассмотрим самое главное.
С этой даты минимальное пороговое значение для возбуждения дела о несостоятельности составляет:
- в отношении должника-юридического лица — не менее двух миллионов рублей, вместо трёхсот тысяч рублей;
- в отношении сельскохозяйственных организаций — не менее трех миллионов рублей, вместо пятисот тысяч рублей;
- в отношении стратегических предприятий или субъектов естественной монополии – не менее трех миллионов рублей, вместо одного миллиона рублей.
*Интересно, что Закон не предусматривает переходного периода для кредиторов, которые до вступления закона в силу опубликовали уведомления на ЕФРСБ, но не успели подать соответствующие заявления в суд.
Таким образом, если долг, в отношении которого имеется вступившее в силу решение суда, составляет сумму ниже установленного порогового значения, риск инициирования банкротства компании снижается. Полагаю, что, в связи с этим, популярные приемы «выбивания долга» путем инициирования процедуры должника или затягивания введения процедуры путем гашения очередных требований накануне рассмотрения их обоснованности станут менее востребованными. Работу с дебиторской задолженностью придётся вести в исполнительном производстве или использовать иные доступные инструменты. Не исключаю, что практики попробуют применить аналог «коллективного иска» для инициирования процедур, собирая требования нескольких кредиторов в один иск. Подержат ли суды такой механизм, покажет время.
Иные нововведения затрагивают элементы судебного процесса по рассмотрению требований кредиторов, заявлений и разногласий, предусматривая, в том числе, увеличивают круг ситуаций, при которых суды смогут выносить решения единолично, изготавливая только резолютивную часть. При этом, при подаче апелляционной жалобы, на что теперь во всех случаях отводится месячный срок, суд обязан изготовить мотивированное определение.
Требования кредиторов теперь будут направляться в арбитражный суд исключительно в электронном виде, в связи с изменением порядка их рассмотрения (ст. 71, ст. 100 Федерального закона N 127-ФЗ). Предполагается, что обоснованность требования будет рассматриваться судом единолично без проведения судебного заседания и вызова участвующих в деле лиц, с учетом мотивированных возражений, представленных иными участниками процедуры.
При этом суд вправе назначить судебное заседание по своей инициативе. Возражения на требования могут подать лица, участвующие в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также «будущие» кредиторы, обосновавшие вероятность предъявления требования в будущем. Далеко не все желающие возразить смогут реализовать своё право в установленные законом сроки при «бумажном формате» требования, поэтому данное нововведение достаточно закономерно. Однако, вопрос о том, как именно «будущие» кредиторы смогут получать код доступа для ознакомления, пока остается открытым. Кредиторы и управляющий наделены правом обжалования судебного акта, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование, по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.
Предполагается, что по большей части иных ходатайств и заявлений, рассматриваемых ранее в судебном процессе, судьи смогут принимать решения единолично без вызова сторон. Это касается, в частности, ходатайств и заявлений об истребовании документов и ценностей, освобождении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей, распределении судебных расходов по делу о банкротстве, продлении процедуры внешнего управления, завершении конкурсного производства и выплате вознаграждения управляющему в сумме от ста тысяч до одного миллиона рублей. При этом, решение о выплате вознаграждения в размере до ста тысяч рублей принимается управляющим вообще без обращения в суд.
Финансовые управляющие получили право без судебного решения получать информацию об имуществе, счетах и вкладах (депозитах) гражданина и его супруга (-и), как от юридических лиц (включая кредитные организации), так и от органов государственной власти и местного самоуправления. Аналогичная информация в отношении иных родственников предоставляется в судебном порядке.
В процедурах банкротства граждан также существенно изменился порядок утверждения положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина. До изменений положение разрабатывалось финансовым управляющим и утверждалось судом, все заявленные разногласия также рассматривались в судебном заседании. Теперь же процедура утверждения стала такой же, как в процедуре банкротства юридического лица. Законом также введено правило о том, что в отношении имущества, находящегося за пределами России, выносится отдельное определение.
Изменился и подход к уплате государственной пошлины при рассмотрении дел о несостоятельности. На протяжении десятилетий сопровождение дел о несостоятельности, с точки зрения расходов по уплате пошлины, было не слишком обременительно для бюджета сторон. На практике это порождало инициирование «пустых» обособленных споров, оспаривание торгов, немотивированные жалобы на управляющих, выдуманные заявления о взыскании убытков с контролирующих должника лиц, а также привлечение их к субсидиарной ответственности. В связи с этим, Верховный суд в Обзоре практики № 1 за 2024 год, отвечая на вопрос, как рассчитывается государственная пошлина при обращении с заявлениями и иными требованиями в делах о банкротстве, расставил все точки над «i».
Отныне государственная пошлина уплачивается при подаче заявления о включении в реестр требований кредиторов по правилам расчета цены имущественного иска (если требование не подтверждено вступившим в законную силу судебным актом), о привлечении к субсидиарной ответственности или взыскании убытков, истребовании имущества или обязании его передать. Максимальная сумма пошлины — двести тысяч рублей (не исключено, что размеры госпошлин будут пересмотрены в ближайшем будущем).
Платежное поручение об уплате пошлины также нужно будет предоставить при оспаривании решений собраний кредиторов, обжаловании торгов и действий (бездействий) арбитражного управляющего (по каждому эпизоду), и разрешении вопроса об отстранении арбитражного управляющего. Обжалование судебных актов по данным спорам теперь также сопровождается уплатой пошлины.
Мало кто из практиков мог предположить такой кардинальный поворот, поэтому стоимость банкротных процедур, скорее всего, значительно возрастет. О том, какие еще последствия «породят» такие нововведения — как позитивные, так и негативные, я думаю, мы узнаем совсем скоро.