Премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что следующий госбюджет правительство представит в электронном виде - не просто же так этим летом была принята программа по развитию цифровой экономики. В содержательной части бюджета инновации в основном коснулись запланированных доходов государства, которые по сравнению с предыдущими прогнозами вырастут в 2018 году более чем на 500 миллиардов рублей.
Улучшение бюджетных параметров - следствие комфортных цен на нефть, которые в этом году позволили российской экономике преодолеть двухлетний спад ВВП. Между тем, в проекте присутствуют серьезные риски выпадения части доходов и ряд неприятных сюрпризов для российских налогоплательщиков.
Одна из главных интриг бюджетного пакета связана с «дивидендной войной», развязанной Минфином против крупнейших госкомпаний. В своих прогнозах ведомство исходит из того, что в 2018 году объем выплаченных государству дивидендов увеличится на 129 миллиардов рублей по сравнению со значениями этого года. Внушительные объемы нераспределенной прибыли, накопившейся на счетах компаний с государственным участием, давно интересуют правительство, но все попытки добраться до этих денег заканчиваются неудачей.
2017 год не стал исключением: собранные дивиденды могут оказаться почти вдвое ниже значений, заложенных в бюджете (277 миллиардов рублей вместо 483 миллиарда).
Особенно примечательна ситуация с крупнейшими плательщиками дивидендов, «Роснефтью» и «Газпромом». Из-за сложной структуры собственности значительная часть их платежей оседает на счетах компаний-«прокладок»: «Роснефтегаза» и «Росгазификации», прямого доступа к которым правительство не имеет.
Даже если в ответ на недавнюю просьбу Владимира Путина «Роснефть» согласится увеличить выплаты до норматива в 50% чистой прибыли по МСФО, не факт, что Минфин эти деньги получит.
Госкомпании всегда могут сослаться на масштабные инвестиционные проекты или показать технический убыток - именно благодаря этим ходам в прошлом году «Роснефтегаз» полностью избежал выплат дивидендов государству.
Осторожное решение правительства не публиковать прогнозные оценки поступлений дивидендов по отдельным госкомпаниям свидетельствует о том, что переломить ситуацию и заставить всех играть по общим правилам пока не удается. По оценкам Счетной палаты, из-за этой проблемы в следующие три года государство недополучит до 200 миллиардов рублей.
Гораздо больше правительство преуспевает в деле изъятия денег у граждан. В отличие от топ-менеджеров госкомпаний, обычные граждане не обладают мощным лоббистским ресурсом, и поэтому регулярно облагаются новыми поборами. Основной принцип налоговой политики Минфина - «неповышение совокупной налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков» - на практике с 2014 года означает непрерывное изобретение все новых типов платежей в бюджет.
В следующем году, помимо внепланового повышения акцизов на бензин и дизельное топливо на 1 рубль, Минфин хочет собрать с россиян 60 миллиардов рублей за покупки в зарубежных интернет-магазинах. Официально решение о снижении лимита беспошлинного ввоза товаров с 1000 евро до 20 евро еще не принято, однако соответствующие доходы уже заложены в бюджет. К прочим «мобилизационным мерам» относится повышение ставок утилизационного сбора на разные виды техники на 15% и расширение шкалы акцизов на легковые автомобили.
Таким вот образом за один год государство дополнительно соберет более 140 миллиардов рублей.
Отказ госкомпаний делиться своими нефтегазовыми доходами и симметрично возрастающая налоговая нагрузка на граждан, похоже, и есть та тенденция, которую в правительстве с гордостью называют «слезанием с нефтяной иглы».