Посещаемость торговых центров Петербурга постепенно увеличивается и операторы заведений общепита стали активнее открывать новые точки. Но о росте ставок пока говорить не приходится - обороты бизнеса во всех сегментах все еще остаются нестабильными.
Посетители продолжают постепенно возвращаться в городские торговые центры. Показатель Shopping Index, который отражает число гостей на один кв. метр торговых площадей, на 18-й неделе этого года, в конце апреля отставал от значений двухлетней давности на 13%. Однако уже через две недели разрыв сократился всего до 10 с небольшим процентов. Исследователи из Watcom group позитивно оценивает такую динамику и, как пишет "Коммерсантъ", ожидают, что она сохранится, если рынок обойдут новые потрясения. Как полагают аналитики, так или иначе процесс вакцинации успокоил потребителей и они начали возвращаться к «доковидным» привычкам.
Несмотря на то, что активность покупателей восстанавливается, новые магазины в торговых комплексах пока открываются довольно редко. Во-первых, за время пандемии многие ритейлеры сделали ставку на развитие онлайн-бизнеса. Во-вторых, на рынке Северной столицы сохраняется проблема накопленных избыточных площадей, которые все еще работают неэффективно.
Позитивная динамика прослеживается в стрит-ритейле. В агентстве Maris отмечают, что по итогам первого квартала в Петербурге вакантность на основных торговых улицах превысила 11%. Но по итогам второго квартала, по прогнозам экспертов, среднее значение может сократиться. Так, специалисты фиксируют традиционное летнее оживление со стороны рестораторов - именно они сейчас формируют половину сделок с помещениями стрит-ритейла. Причем развиваются всевозможные форматы: от фуд-траков и кофеен до заведений авторской кухни.
На втором месте по числу сделок сектор FMCG: в основном это магазины продуктов питания и алкомаркеты. Топ-три замыкают аптеки и точки продаж товаров для здоровья.
И все же на рынке коммерческой недвижимости сохраняется неопределенность. И эксперты JLL подчеркивают: до оборотов бизнеса на доковидном уровне пока далеко. В таких условиях активность ритейлеров и операторов общепита остается сниженной. И если пандемия отступит, то доли пустующих помещений начнут заполняться в лучшем случае к осени. А вот роста арендных ставок специалисты ждут не раньше следующего года.