Ключевыми элементами глобального транспортного коллапса в портах Китая, Кореи, США и Европы стали повышенный спрос на фоне восстановления экономики, дефицит провозных мощностей из-за разрыва давно сформированных логистических связей и локальная нехватка рабочей силы. В итоге, под угрозой оказался рынок, отвечающий за доставку около 90% всех грузов в мире. По сравнению с первой половиной года, время, необходимое для возврата морского контейнера увеличилось на 20%. Это означает, что для обеспечения непрерывных поставок и сохранения объемов грузоперевозок необходимо увеличить количество самих контейнеров на те же 20%. Сделать это за короткое время невозможно и экономически рискованно. К примеру, в прошлом году, по оценке бюро Alphaliner, общее число TEU (стандартных двадцатифутовых контейнеров) в распоряжении 10 крупнейших перевозчиков почти достигло 24 млн единиц. Фрахтовые индексы не заставили себя ждать. Рост ставок на перевозки продолжает не первый месяц. Только за полгода доставка из Китая в Средиземноморье с учетом как спотовых, так и контрактных ставок, подорожала на 71%, а к западному побережью США – на 92%, к странам Персидского Залива и вовсе в 1,5 раза.
Из-за ограниченных возможностей портовой инфраструктуры, часть логистической нагрузки может сместиться на альтернативные маршруты. К примеру, растет число заявок на авиперевозки. Это один из самых дорогих типов доставки. В России фиксируют авиазаказы даже на очень тяжелые и крупные партии груза по 15-20 тонн для промышленных производств. Ранее они перевозились только по земле. Ценник – приличный, вместо $3 тыс. за тонну в августе-сентябре, теперь просят до $6 тыс. На очереди – пробки на Транссибе и БАМе, а также рост теневых тарифов для тех, кому «очень надо».
Впрочем, внутренняя инфраструктура тоже не справляется. Пока в морских гаванях переходят на круглосуточную работу, в Великобритании и США говорят о нехватке водителей. В королевстве, к примеру, 4 тысячам водителей автобусов уже удалось переквалифицироваться для управления грузовиками. В итоге из заработная плата существенно выросла, теперь она доходит до £50 тыс. в год.