ЦБ 26.09
$73.01
85.68
ММВБ 26.09
$73.2
86.68
Форум МЫ - 28 сентября_моб

ЕЛЕНА АСЕЕВА: Как найти бизнес-партнёров на Севере и попасть в Арктический кластер

Интервью с первым заместителем председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Еленой Асеевой.

Более 10 млрд рублей за пандемийный год – такова общая сумма контрактов, которые 324 петербургские организации заключили с заказчиками из арктических регионов России. В числе проектов – постройка судов класса «река-море» для Красноярского края, реконструкция аэропорта в Салехарде и обслуживание медицинского оборудования в больницах Карелии. О том, на каких условиях компании могут принять участие в деловых миссиях на Север, как присоединиться к Научно-производственному арктическому кластеру, и какие арктические туристические маршруты ждут путешественников из Петербурга – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с первым заместителем председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Еленой Асеевой.

Максим Морозов:Елена Евгеньевна, здравствуйте!

Елена Асеева: Здравствуйте, Максим!

Максим Морозов: Мы встречаемся в первый раз, хотя комитет существует с 2018 года, если не ошибаюсь.

Елена Асеева: Да, это так.

Максим Морозов: Поговорим о развитии Арктики и о вкладе Петербурга.

Елена Асеева: Прежде чем говорить о вкладе сегодняшнего Петербурга в развитие и освоение Арктики, наверное, стоит обратиться к нашей истории. Петербург всегда был исторически тесно связан с Арктикой: это и 1733 год – старт Великой северной экспедиции, это и 1845 год – основание Русского географического общества, 1920 год – Севэкспедиция, ныне это Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, 1932 год – год основания главного управления Северного морского пути. И 1937 год – Музей Арктики, ныне Музей Арктики и Антарктики. Петербург занимает очень выгодное геополитическое положение. Это развитые логистические комплексы, абсолютно уникальный кадровый, интеллектуальный, промышленный потенциал. Все это позволяет говорить о том, что Петербург считается центром арктических компетенций. В первую очередь стоит сказать про арктическое судостроение. Балтийский завод – создание абсолютно уникальных ледоколов серии 22220 для Северного морского пути. Первый ледокол «Арктика» уже был сдан заказчику, четыре ледокола находятся в процессе постройки в разной степени готовности.

Максим Морозов: Кто выступает заказчиком в таких проектах?

Елена Асеева: Росатом. Это ледоколы «Сибирь», «Урал», «Чукотка» и «Якутия». «Адмиралтейские верфи» возводят дрейфующую ледостойкую научную станцию «Северный полюс». Средне-невский судостроительный завод – единственный на сегодняшний день в России использует композитные материалы. Состоялась закладка уже второго судна для Красноярского края. Первое судно, которое было заложено в прошлом году, будет называться «Андрей Дубенский», второе – «Виктор Астафьев». Срок сдачи – 2023 и 2024 годы соответственно.

Максим Морозов: Еще здесь, мне кажется, нужно сказать и о роли вузов в кадровом обеспечении.

Елена Асеева: Конечно. Наверное, не только вузы, это в принципе научные организации, которые располагаются в нашем городе.

Максим Морозов: Учебные центры.

Елена Асеева: Учебные центры. Наверное, Петербургу в этой части найдется мало равных. Более 350 научных центров образовано и работает на территории города, более 40 из них занимается научным изучением Арктики. Это Морской технический университет, знаменитая «Корабелка», это Университет морского и речного флота им. адмирала Макарова, Гидромет, Институт народов Севера. Наш комитет ежегодно издает каталог арктических компетенций петербургских предприятий.

Максим Морозов: На кого он рассчитан? Кто адресат?

Елена Асеева: В него входит более 200 предприятий и организаций. Это и промышленность, и наука, и культура, и туризм, и общественные организации. Рассчитан он на потенциальных партнеров, заказчиков.

Максим Морозов:Я его видел на сайте в электронном виде, как вы его распространяете, как о его существовании узнают коллеги?

Елена Асеева: Электронная его версия размещена на сайте комитета, это так. Кроме того, он распространяется на всевозможных конгрессно-выставочных мероприятиях, которые проводят в нашем городе.

Максим Морозов: В чем заключается сотрудничество Петербурга с регионами арктической зоны России?

Елена Асеева: С марта 2020 года по настоящее время мы в комитете проводим мониторинг закупок товаров, работ и услуг, которые размещаются регионами арктической зоны. Буквально за 1,5 года, петербургскими предприятиями заключено контрактов на сумму более 13 млрд рублей.

Максим Морозов:Вы проводите мониторинг с какой целью – чтобы информировать, довести эту информацию до петербургских предпринимателей? Как это происходит?

Елена Асеева: Да. Происходит путем распространения информации. Рассылаем информацию по предприятиям, по союзам, по ассоциациям с целью информирования предприятий. Я не могу сказать, конечно, что все контракты заключены при нашем содействии, но какие-то – да, безусловно. Поставка и обслуживание медицинского оборудования, и судостроение, и дорожно-транспортная инфраструктура, и подготовка кадров, то есть буквально по всем направлениям заключаются контракты со всеми регионами арктической зоны. Это международные конгрессные мероприятия. У нас в 2019 году проходил Международный арктический форум. Кстати, про корабли класса река-море для нужд Красноярского края, о которых я говорила чуть ранее: договоренности об этих контрактах были заключены в 2019 году на МАФ, в рамках деловой программы. Был организован деловой завтрак губернаторов Петербурга и регионов арктической зоны, где руководитель Средне-Невского судостроительного завода выступал с презентацией этого проекта. Полезность этих мероприятий тоже есть. Традиционно ежегодно проходит форум «Арктика: настоящее и будущее» в нашем городе. Кроме того, проходят другие международные форумы, выставки и конгрессы, посвященные судостроению, арктическому шельфу и так далее. На всех этих мероприятиях Петербург выставляет свою экспозицию, предприятия имеют возможность презентовать свои проекты.

Максим Морозов:Как попасть – просто прийти на прием в комитет, постучаться?

Елена Асеева: Можно даже без стука. Нет абсолютно никакого жесткого конкурсного отбора. Самое главное – чтобы тематика деятельности предприятия соответствовала тематике проводимых мероприятий.

Максим Морозов:Вы, наверняка, кого-нибудь отсеиваете?

Елена Асеева: Безусловно. Надо что-то такое поставить, презентовать, чтобы было эффектно. Но, кроме того, проходит и огромное количество деловых мероприятий, и это можно сделать и там. Происходят различные B2B-встречи. И еще одно направление нашей деятельности, которые мы запустили с 2020 года, – это деловые миссии.

Максим Морозов:На каких условиях и какие предприятия могут стать участниками миссии?

Елена Асеева: Это был наш пробный проект, первая деловая миссия поехала в Ямало-Ненецкий автономный округ в марте 2020 года. Далее мы в октябре посетили республику Якутия. Путем конкурсного отбора выбирается оператор мероприятия. Информация в открытом доступе. Самое главное – чтобы деятельность предприятия соответствовала тематике деловой миссии.

Максим Морозов:Кто оплачивает поездку?

Елена Асеева: За проезд, проживание и питание предприятия платят сами, государство за это не платит. Мы способствуем кооперации предприятий и организаций двух регионов.

Максим Морозов:Кто ваш контрагент в северных регионах – с кем вы коммуницируете, взаимодействуете на уровне местных администраций?

Елена Асеева: В Петербурге есть руководители представительств арктических регионов – к сожалению, не всех. Коллеги нам помогают. Кроме того, у нас создан Совет руководителей представительств регионов, находящихся в Петербурге. В этом году мы планировали поездку в Красноярский край, хотели посетить Норильск и Дудинку.

Максим Морозов:Порт.

Елена Асеева: Да. К сожалению, у нас нет представительства, поэтому мы самостоятельно выходили на своих коллег в регионе и осуществляли коммуницирование с ними. К сожалению, пандемия нам пока не позволила осуществить эту поездку. Мы по весне съездили в Ненецкий автономный округ, посетили Нарьян-Мар. За прошлый год в результате этих поездок предприятия смогли заключить порядка 15-ти договоров. Здесь есть особенность: предприятия находят не только партнеров в регионах, но и, в связи с тем, что они, как правило, не знакомы, происходит коммуникация еще и внутри группы участников деловой миссии.

Максим Морозов:Что это за компании, какие услуги и товары они поставляют? Это, наверное, подрядные организации?

Елена Асеева: Не всегда. Есть, например, производители вездеходной техники. Идет производство и поставка вездеходной техники в регионы. Причем она поставляется не только в качестве средств передвижения, но и в качестве передвижных лабораторий.

Максим Морозов:Сколько человек в среднем принимает участие в миссии?

Елена Асеева: У нас есть нижний предел. Как правило, это не менее восьми, верхнего предела нет.

Максим Морозов:Когда ближайшая миссия планируется, и куда?

Елена Асеева: К сожалению, в связи с ограничительными мерами мы перенесли сроки. Надеемся, что в начале осени нам все-таки удастся посетить Красноярский край. Архангельская область, скорее всего уходит на 2022 год. Есть запрос от Коми. Они ждут петербургские предприятия.

Максим Морозов:Вы туда приезжаете, и из аэропорта сразу куда – по предприятиям?

Елена Асеева: Конечно же, происходит предварительная работа. Составляется программа деловой миссии, прорабатываются контакты. Очень плотный рабочий график с посещением производственных площадок, где проходят презентации как участников деловой миссии Петербурга, так и принимающей стороны. Проходит круглый стол с участием бизнеса и представителей власти. И, естественно, проходят B2B-встречи. Это буквально два-три, максимум четыре дня.

Максим Морозов:Скажите мне, пожалуйста, о конкуренции. С той стороны контрагент – он купец, у вас товар – а у них купец. Если уникальная петербургская компетенция – понятно, что с этим проще. Но ведь у них есть и местные промышленники, местные предприятия, подрядчики, в том же Мурманске, Архангельске. И здесь уже начинается конкуренция. Почему они заинтересованы в петербургских предприятиях, а не в своих локальных? Это же могло бы им сократить и расходы, и время.

Елена Асеева: Наверное, могло бы. Но здесь мы учитываем все-таки качество, опыт, компетенции, цену. Мне кажется, что это симбиоз всех преимуществ, благодаря которому выбирают петербургские компании.

Максим Морозов:На практике в чем они заинтересованы? Эти самые 15 заключенных контрактов – из какой сферы, какие направления? Что сейчас востребовано там, в регионах от нас, из Петербурга?

Елена Асеева: Это сфера здравоохранения, дорожно-транспортная инфраструктура, судостроение, машиностроение, ЖКХ. Абсолютно все направления.

Максим Морозов:Научно-производственный арктический кластер Петербурга: какие задачи перед ним стоят, и в чем заключается преимущество кластерного взаимодействия?

Елена Асеева: Еще один наш проект – по инициативе Комитета Петербурга по делам Арктики в марте 2020 года был создан Научно-производственный арктический кластер. На начальном этапе было 15 организаций, куда входили предприятия и организации, научные, промышленные и образовательные учреждения. Мы начали прямо с началом пандемии. Конечно, было страшно, честно говоря, но, всем бедам назло, за этот год с небольшим кластер прирос на девять участников, сейчас насчитывается 24 предприятия.

Максим Морозов:Как попасть в кластер?

Елена Асеева: Заявка.

Максим Морозов:Бесплатно?

Елена Асеева: Да, конечно.

Максим Морозов:Мои преимущества?

Елена Асеева: Участники кластера со своими компетенциями могут быть полезны в вашей деятельности. Они должны стать вашими партнерами. А вы, соответственно, должны быть интересны другим участникам кластера. На сегодняшний день у нас уже реализуется пять кластерных проектов, один из которых в конце прошлого года даже привлек федеральное финансирование.

Максим Морозов:Можете привести примеры?

Елена Асеева: 126 млн рублей на разработку оборудования.

Максим Морозов:Роль комитета?

Елена Асеева: Кооперация. Мы соединяем организации, во взаимодействии со специализированной организацией готовим карту компетенций. Помогаем искать заказчиков, помогаем налаживать контакты с их партнерами из других регионов, проводим сессии, приглашаем на рабочие встречи под потенциальных заказчиков – Ростех, Росатом, Газпромнефть и других.

Максим Морозов:Как оценивается эффективность работы кластера? Наверняка есть KPI, показатели. В чем вы видите эффективность?

Елена Асеева: Создать кластер – это не самоцель, и даже прирастить большим количеством организаций – тоже. Безусловно, это реализация кластерных проектов. Это процесс не одного года. Кластер не финансируется из бюджета, это добровольное объединение предприятий с целью совместной реализации проектов.

Максим Морозов:Расскажите о ваших ведомственных проектах. Первый – это активизация участия Петербурга в развитии судоходства по Севморпути, а второй – создание современного комплекса конкурентоспособных арктических туристских продуктов с участием Петербурга и регионов арктической зоны России.

Елена Асеева: Комитет Петербурга по делам Арктики реализует целых пять ведомственных проектов. Активизация участия Петербурга в развитии судоходства по Севморпути – цель этого ведомственного проекта состоит в вовлечении петербургских предприятий к участию в мероприятиях по развитию инфраструктуры Севморпути. План развития инфраструктуры Севморпути определен правительством до 2035 года. Помимо участия предприятий в данных мероприятиях, планируется создание единой информационной площадки для консолидации и оптимизации перевозок грузов по СМП. На региональном уровне в рамках этого проекта создан проектный комитет, созданы рабочие группы по различным направлениям.

Максим Морозов:Которые состоят из кого?

Елена Асеева: Из представителей петербургских предприятий и организаций.

Максим Морозов:Это непосредственно участники рынка?

Елена Асеева: Да, безусловно. Это и судостроение, и логистика, и подготовка кадров. Совместно с логистическим кластером Северо-Запада проведен мониторинг и сбор информации о потенциальном грузообороте Петербурга через СМП. В рамках проекта «Агрегатор грузооборота Севморпути» создана информационная платформа «Арктика СМП РФ», осуществляется сбор информации от предприятий, в том числе о планируемой отправке продукции через СМП. Что касается туристского направления…

Максим Морозов:Интересно, вроде бы, где Арктика и где туризм?

Елена Асеева: Целью проекта было показать, что Арктика начинается в Петербурге. Мы ставим целью становление Петербурга в качестве национального центра компетенций арктического туризма и позиционирование города в качестве отправной точки арктических турмаршрутов. В сентябре прошлого года наш комитет проводил конгресс, был издан арктический путеводитель по Петербургу, в который вошло более 60 мест Петербурга. На основании этого арктического путеводителя мы в комитете разработали циклы арктических туристских маршрутов. Мы назвали его «Арктический Петербург». Он состоял из пяти частей, экспедиций, наверное, правильно сказать, запуск которых произошел еще в феврале 2021 года. Первый маршрут был «Как покорялась Арктика», второй был посвящен героям арктических льдов, третий – «Великая Отечественная война», он был запущен в мае. Конечно, все проводится во взаимодействии с нашими коллегами из Комитета по развитию туризма и их подведомственного учреждения. В прошлом месяце стартовал четвертый маршрут, посвященный ледоколостроению от Ермака до «Лидера». И в сентябре мы планируем запустить пятый, последний маршрут из этого цикла – «Кронштадт – колыбель арктических экспедиций».

Максим Морозов:Это что касается Петербурга. Но мы говорим об арктическом туризме целиком. Можно ли говорить, например, о поездках на ледоколе?

Елена Асеева: Вы же понимаете, что сразу происходит удорожание. Мы сейчас разрабатываем региональные тематические маршруты по Петербургу и работаем над маршрутами из Петербурга в регионы арктической зоны. Например, маршрут, который сейчас находятся в разработке, – это маршрут из Петербурга в Архангельскую область через республику Карелия.

Максим Морозов:Кто сможет принять участие в этих экскурсиях, кого вы видите?

Елена Асеева: Это и жители Петербурга, и гости города.

Максим Морозов:То есть и международный туризм в том числе?

Елена Асеева: Абсолютно. Вы же понимаете, в какое время мы сейчас живем, поэтому пока мы это даже вслух не произносим. Но, конечно, такие планы есть.

Автор:
Поделиться
Комментировать Связь с редакцией
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.

Рекомендуем

Тест-драйв Kia Carnival
Казалось бы, класс минивэнов почил в бозе, уступив место семиместным кроссоверам. На российском рынке остались разве что коммерческие пассажирские фургоны…
Рубль вновь остается наедине с девальвационными рисками
Доллар заметно подорожал и достиг четырехмесячного максимума.
О новом процессоре от Google и синяках для искусственной кожи
Компания Google анонсировала переход своих смартфонов будущего поколения на процессор собственной разработки, а китайские ученые разработали искусственную…
О самых неочевидных строениях для наблюдения за природой по всему миру
Поселок из болотных хижин, площадка для бёрдвотчинга и заповедный кластер для поддержки популяции морских черепах.

Комментарии

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.