В течение почти трёх столетий предпринимаются попытки украсть или открыть секрет изготовления китайского фарфора. Однако результат лишь отдалённо напоминает его. Химии, как науки, ещё не существует, почти всё делается на глаз. Первый успех в практических экспериментах с европейским фарфором приходит к саксонцам: графу Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу - математику и Иоганну Фридриху Бёттгеру - алхимику и золотых дел мастеру. Они начинают работать вместе еще тогда, когда первый был тюремщиком, а второй — заключённым. Первую европейскую мануфактуру твёрдого фарфора закладывают в замке Альбрехтсбург в 1710 году, уже после смерти математика. На свет появляется знаменитый мейсенский фарфор. Следующая на очереди – Австрия - мануфактура Аугартен в предместьях Вены создаётся благодаря активному хедхантингу специалистов из Мейсена. Затем Франция — сначала Венсен, а потом Севр, где выделывают мягкий фарфор. И лишь с открытием залежей каолина - основного порцелинового сырья - центром производства фарфора становится Лимож.
Все континентальные европейские фабрики находились под финансовым патронажем августейших семейств. Так, например, основным акционером «Королевской мануфактуры французского фарфора» был Людовик XV. Иначе дело обстояло в Англии: здесь предприятия действовали на коммерческой основе и при определении производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Английские собственные имена - Вустер, Веджвуд, Челси, Дерби, Боу, Споуд - для коллекционеров фарфора стали нарицательными.
В России секрет производства твёрдого фарфора заново открывает соученик и сподвижник Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. В конце 1740-х годов он опытным путем находит необходимые составы и сырье. Рецепт фарфора становится государственной тайной. Виноградова не отпускают с завода, запрещают видеться с родными, с кем-либо обсуждать дела. А когда он пытается сбежать - его цепью приковывают к стене.
Кстати, после себя Виноградов оставил не только Порцелиновую мануфактуру (ныне ИФЗ) с оригинальными печами и уникальными рецептами, но и «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» - плод его тринадцатилетнего труда, первый в Европе теоретический труд в области керамики.