Мысль внедрить в автомобили бортовые самописцы появилась в нашей стране около 10 лет назад. Само собой, пришла идея из США, где довольно успешно функционировала система Event Data Recorder. Встроенный в машину чип позволял записывать информацию практически со всех систем автомобиля, и в случае аварии быстро и точно устанавливать причину ДТП и виновника, что сильно помогало как полиции, так и страховым компаниям. Единственный нюанс – добровольное согласие владельца на установку системы.
В отечественных реалиях идея столкнулась с рядом проблем. Главная из них – финансовая. Нести дополнительные расходы в непростой период ни игроки авторынка, ни автовладельцы, конечно, не хотели. Кроме того, нужно было с нуля создавать законодательную базу, продумывать меры безопасности, техническое оснащение и мотивационную часть для водителей. Взвесив все за и против, реформу решили отложить до лучших времен.
Первый раз лучшие времена наступили в 2016 году, как раз перед серийным внедрением ЭРА-ГЛОНАСС. Уже тогда стало понятно, что модуль может не только передавать данные в случае аварии спасателям, но и сообщать вообще любую информацию об автомобиле, в первую очередь, скорость движения и координаты. Проще говоря, с помощью цифрового «черного ящика» машина может в режиме-онлайн автоматически штрафовать водителя. Гениально!
В виде эксперимента систему даже начали тестировать в 2020 году на основе цифровых тахографов грузовиков и автобусов, опять же столкнувшись с юридическими и техническими нюансами. Ну а затем проект остановила пандемия и напряженная международная обстановка, следствием которой стали и проблемы с техоснащением автомобилей. Однако, как выясняется, идея о том, что машина может сама штрафовать водителя без затрат на дорогущие дорожные камеры фиксации нарушений, не покидает государственные кабинеты.
Пока рядовым автомобилистам переживать не за что. На текущий момент из-за нехватки компонентов отменена установка даже самой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, при текущих продажах новых автомобилей, да и в целом непростой экономической ситуации на массовое обновление всего российского автопарка «черными ящиками» уйдут годы. И это не считая нормативных и юридических тонкостей. В общем, лучшие времена снова откладываются.