Первое: непрофильные СМИ, не зная специфики, путают понятия дилера и автосалона. Под дилером понимается контракт с импортером бренда, на основании которого осуществляется продажа и обслуживание той или иной марки. А вот под вторым термином обычно имеется ввиду само здание, где все это и происходит. Так вот в России увеличилось не число автосалонов, а выдача китайскими брендами дилерских соглашений давно существующим центрам.
Если проще, то дилеры уходящих из России «Шкод», «Тойот» и «Мерседесов» просто меняют вывески на китайские. Причем нередко на месте одного европейского бренда появляется два-три, а то и четыре китайских одновременно. Например, так произошло с Chery и Exeed, которые в Петербурге заняли по популярности первое и второе место. На самом деле, это две модификации одной и той же марки, под которые просто выдаются разные дилерские контракты. По факту модели обоих брендов могут стоять в одном автосалоне.
Ответ на вопрос, почему в России растет количество только китайских брендов, очень прост - никаких других попросту нет. Весь глобальный автопром принадлежит странам условного Запада. Китай оказался единственным, кто благодаря грамотной промышленной политике, скопировал, освоил и полностью локализовал большинство технологий. И, обращаю внимание, китайцы не особо стремятся делиться с Россией производственными ресурсами – ни один из брошенных в нашей стране автозаводов друзья из Азии покупать не торопятся. Не забываем, что почти все предприятия из Поднебесной имеют СП с теми же европейцами и американцами – учитывая масштаб наших продаж, слишком велики риски.
Теоретически определенный запас независимости имеет Индия со своими «Махиндрами» и «Татами». Но все они с правым рулем и рассчитаны на тропический климат, что требует очень серьезной и дорогой адаптации. Весь остальной мир, включая Южную Америку, Африку и Ближний Восток, в той или иной степени модернизации докатывает машины из США, Европы и Японии.
Несмотря на то, что руководство нашей страны поставило для автопрома четкую задачу – минимизировать технологическую и производственную зависимость, пока ситуация выглядит по-другому: автопром России из рук Запада переходит в руки Китая. Очень хочется верить, что это всего лишь первый переходный этап, благодаря которому пока просто спасаются производственные, торговые и сервисные рабочие места на российском авторынке. Очень хочется верить…