В новом выпуске проекта «Один день на Business FM» речь пойдет о тенденциях развития рынка складской автоматизации. Об этом, а также преимуществах российских технологических разработок и курсе на импортозамещение в отрасли в целом — в интервью обозревателя Business FM Петербург Максима Тихонова с Сергеем Ле-Захаровым, генеральным директором и основателем компании «Фотомеханика», производителем и интегратором решений в области автоматизации склада и логистики.
Максим Тихонов: Какие тенденции прослеживаются на рынке оборудования для автоматизации складских процессов на фоне последних экономических и политических событий?
Сергей Ле-Захаров: Во-первых, расскажу про тенденции в целом.
Усиливается автоматизация, увеличивается объём проектов, их количество на рынке. Если говорить про специфику проектов, можно отметить комбинацию различных технических решений. Системы становятся более многосоставными.
Если раньше это была автоматизация отдельных участков, то теперь она преобразуется в большой комплекс, где одна технология следует за предыдущей и подхватывает процесс. Возникают интересные комбинации классических конвейерных решений, роботов, беспилотных тележек, которые возят грузы, и так далее. То есть происходит укрупнение.
Максим Тихонов: Сейчас есть тренд и запрос на импортозамещение. На этом фоне важно понять преимущества именно отечественных технологических разработок и программного обеспечения в сравнении с иностранными. Насколько высок задел на это самое импортозамещение?
Сергей Ле-Захаров:
Проекты в сфере складской автоматизации требуют очень плотной работы с клиентом. У всех свой бизнес, свой склад, особенности процесса, товар, параметры грузопотока. У кого-то операции проходят быстрее, у кого-то — медленнее, у одних груз габаритный, у других — нет и так далее.
Поэтому важно именно участие локальной команды. Чем шире её компетенция и чем больше вопросов она покрывает, тем лучше удаётся настроить всю систему под потребности клиента. В этом, конечно, большое преимущество локальной компании. Если мы говорим про производство, то тут важны сроки реализации проектов.
Сроки для всех — это большая головная боль. Все клиенты хотят быстро реализовать проект и начать возвращать эти инвестиции. Так что локализация производства, наличие производства в России, позволяет существенно ускорять эти сроки.
Что касается софта: у нас он свой и он же управляет всеми системами автоматизации. Это тоже очень важно. Когда софт полностью в распоряжении компании интегратора и производителя, его можно модифицировать как угодно и настроить в мельчайших деталях для задач клиента.
Максим Тихонов: Насколько много у нас команд, которые занимаются непосредственно разработкой софта для вот подобных задач?
Сергей Ле-Захаров: Не так много. Их можно пересчитать по пальцам, наверное, даже одной руки. По крайней мере, это те команды, которые мы постоянно видим в тендерах, с которыми конкурируем или иногда сотрудничаем. То есть команд не так много. А обкатанных решений, когда уже есть софт, работающий на реальных объектах и имеющий какую-то историю, ещё меньше.
Максим Тихонов: Как бизнесу запустить с нуля полный цикл производства конвейеров, сортеров, прочей востребованной техники, в том числе умной?
Сергей Ле-Захаров: В первую очередь, роль играют какие-то человеческие и психологические аспекты, нежели объективная финансовая или бизнес-составляющая. В наиболее успешных команд больше энтузиазма. В них людям интересно заниматься инженирингом, разработкой и производством.
Максим Тихонов: Насколько бизнес заинтересован в том, чтобы в это вкладываться? Или пока мы пытаемся найти какие-то решения, например, в Китае или Индии?
Сергей Ле-Захаров: Я бы сказал, что картина смешанная. Всё зависит от компании.
В разных компаниях разный настрой. Кто-то, например, нацелен именно на сотрудничество с российской компанией. Но в основном это клиенты с достаточно большой экспертизой в этой сфере.
Возможно, этот клиент ранее сотрудничал с европейской компанией, и внутри компании имеется опыт реализации подобных проектов. Каждый проект надо развивать. Соответственно, такие компании ищут российского партнёра и, как правило, филигранно транслируют свои требования в адрес команды.
Максим Тихонов: Условно, раньше у нас было так, давайте сделаем так же.
Сергей Ле-Захаров: Вроде того. Либо говорят, что было вот так, мы хотим учесть здесь такой момент, чтобы сделать тут более удобно и эффективно. А вот здесь, пожалуйста, переделайте. Есть другие компании, которые больше смотрят на цену или ещё какие-то моменты. И они уже не испытывают такого стремления к сотрудничеству с российским партнёром.
Максим Тихонов: Какие проекты в области автоматизации сейчас наиболее востребованы на рынке?
Сергей Ле-Захаров: Их можно разделить по отраслям. Все наши клиенты — это в основном торговые компании. То есть это либо ретейл, либо ЕКОМ, либо логистика для ретейла и ЕКОМ. Внутри этого можно выделить ЕКОМ как основной драйвер. Очень много проектов реализуются маркетплейсами и крупными интернет-магазинами. Там требуется перемещение груза, сортировка груза различными способами. Где-то лучше заходят конвейерные системы, где-то более востребованы роботы.
Есть ещё одна тенденция. Раньше автоматизация больше работала с типовыми сущностями, типа всегда одинаковый пластиковый контейнер. Потом она начала работать с коробочками. Коробочки уже разные: они всё ещё прямоугольные, но уже бывают больше или меньше. Потом появились системы, которые работают с бесформенными свёртками. Сейчас стало ещё сложнее.
Иногда автоматизация работает просто с маленькими предметами без упаковки, без ничего. Его тоже нужно автоматически обрабатывать. Всё это требует более сложного уровня техники.
Максим Тихонов: Насколько это позволяет компенсировать нехватку сотрудников, которых раньше было в достатке?
Сергей Ле-Захаров: Это сильно повышает эффективность работы человека. На складе все равно работают люди. Просто то же самое количество сотрудников может выполнять кратно больший объём задач. Один из клиентов делился, что эффективность одного сотрудника выросла в пять раз.
Максим Тихонов: Насколько автоматизация различных процессов сегодня финансово доступна для предпринимателей. Потому что да, это здорово, мы понимаем, но первый же вопрос, который возникает, сколько нам это будет стоить.
Сергей Ле-Захаров: Тут могу поделиться вот таким опытом: иногда я выступаю на профильных мероприятиях, рассказываю про нашу систему, которую мы реализовали у клиента, показываю красивые фотографии, видео, где всё движется и автоматически сортируется. И люди задают вопрос, какой у всего этого бюджет? Я его не называю, но могу давать примерные ориентиры.
Обычно аудитория удивляется, что на это нужно не так много, как кажется по картинке и впечатлению о докладе.
В то же время есть совсем небольшие проекты, компактные системы. Они могут занимать площадь 100 квадратных метров или даже меньше и реализовываться в короткий срок — за 2-3 месяца. И при этом стоят совсем недорого. Я верю, что это подъёмная сумма даже для очень небольших компаний.
Максим Тихонов: В том числе и малого бизнеса.
Сергей Ле-Захаров: В том числе. Вопрос в том, чтобы это было нужно компании.
Если у вас уже есть склад и если вы понимаете, что надо что-то автоматизировать, значит в компании уже есть деньги на реализацию.
Сейчас у нас есть ещё и маркировка. Так что из последних трендов пошли запросы на автоматизацию маркировки. Особенно от тех, кто занимается импортом: когда он приходит, им нужно маркировать очень много товаров. Кстати, маркировка, зачастую наносится на неупакованный товар и довольно сложно поддаётся автоматизации. Но, тем не менее, запросы есть.
Максим Тихонов: Какие факторы сегодня могут мотивировать бизнес внедрять автоматизацию на своих процессах?
Сергей Ле-Захаров: Как обычно, можно выделить внутренние факторы и внешние. К внутренним отнесём размер компании, товаропоток, который проходит через склад. Если он начинает исчисляться тысячами, а ещё лучше десятками тысяч единиц, то можно серьёзно задумываться об автоматизации. Это, скорее всего, будет экономически эффективно. А внешние факторы у всех на слуху. Это, естественно, дефицит персонала.
Надо понимать, что нехватка персонала никуда не уйдёт. Если бизнес будет расти, то вариантов больше нет. Часто подталкивает и нехватка площадей.
Раньше росли вширь, появлялось больше площадей. Сейчас они растут менее охотно, поэтому надо более эффективно использовать имеющиеся. И их, соответственно, оснащают разными технологиями.